Архитектурное освещение зданий: основные задачи и приемы
Наружное освещение – не просто способ увеличить видимость в ночное время суток. Оно прошло путь развития от функционально значимого до декоративно-художественной составляющей города. В этом пути можно выделить несколько ключевых событий:
- 1883 год. С помощью светильников впервые иллюминированы Кремль и колокольня Ивана Великого.
- 20-е годы XX века. В Нью-Йорке впервые появляется понятие «архитектурное освещение».
- 1969 год. Создается ILAD – Международная ассоциация дизайнеров освещения.
Сегодня наружное освещение выступает неотъемлемой частью облика городской среды и признаком ее благоустройства. По характеру архитектурного освещения зданий можно судить о культурных, исторических и социальных ценностях. В связи с этим у него есть определенные задачи и приемы. Часто их отражают в специальных документах. К примеру, у г. Москвы есть Постановление о концепции единой цветовой среды, в котором приводятся все требования и особенности освещения городских улиц и зданий.
Задачи архитектурного освещения зданий
Основное назначение архитектурной подсветки – достичь эстетического эффекта. За счет него здания приобретают индивидуальность, поскольку в темное время суток свет делает акценты на их архитектурных особенностях. Подсветка может как подчеркнуть отдельные элементы, так и создать общее заливающее бестеневое освещение. Эстетика особенно важна для торговых объектов, поскольку освещение должно привлекать потребителей.
Другие задачи архитектурного освещения:
- Сделать городскую среду безопасной для людей. Здесь подсветка выполняет очень много функций. Среди них опознавательная, ориентирующая и охранная. Свет выделяет входную группу, окна, балконы и ниши, а при необходимости наоборот оставляет их в тени.
- Подчеркнуть назначение здания. Частные и общественные объекты подсвечиваются по-разному. Разница в подсветке присутствует и у зданий коммерческого и государственного назначения. Особое внимание уделяется освещению архитектурных памятников.
Существующие виды архитектурной подсветки
Конкретные приемы подсветки выбирают в зависимости от цели. Это может быть задача:
- преобразить здание;
- создать для него совершенно иной образ в ночное время;
- максимально сохранить и передать архитектуру в том виде, в котором она представлена при дневном свете.
Не менее важно учитывать исторические и архитектурные особенности здания, его функциональность и территориальное расположение в городской среде. В зависимости от этого могут быть использованы разные виды архитектурной подсветки:
- общее заливающее освещение;
- локальное;
- контурное;
- художественное.
При равномерном заливающем освещении соотношение максимальной освещенности к минимальной должно составлять не более 3:1, а на многоцветных и рельефных фасадах – не более 5:1. При этом максимальная освещенность должна быть на основных композиционно-пластических элементах.
Еще существует силуэтное освещение, которое иногда называют фоновым. Его цель – подчеркнуть очертания здания. Для этого на заднем фасаде сооружения устанавливают яркие светодиодные прожекторы. Чаще всего к такому приему прибегают при освещении архитектурных памятников.
Как временное решение для праздников или рекламных кампаний может применяться световая живопись – иллюминация, в ходе которой на фасаде создают динамические или неподвижные сооружения. Она также актуальна для различных фестивалей и спортивных событий. В динамической подсветке меняются ход и направление лучей, их яркость и цвет. Самыми функциональным для организации такого освещения считаются светодиодные светильники. Среди них существуют модели RGB – многоцветные, меняющие цвет и яркость согласно заложенным сценариям.
Приемы архитектурной подсветки
Разные элементы фасада при проектировании светового дизайна могут быть подсвечены по-разному:
- Портики, колонны, наличники окон, барельефы выделяют вертикально направленным светом.
- В простенках между колоннами устанавливают прожекторы, которые направляют как вверх, так и вниз.
- Для зданий современной архитектуры часто используют светильники, способные направлять лучи сразу в 4 стороны, что создает на фасаде «световой крест». Многие производители осветительных приборов вводят в свой ассортимент такие модели, что говорит о высоком спросе на них.
- Объемные монументы, малые архитектурные формы и памятники рекомендуют подсвечивать с нескольких сторон, поскольку они имеют многосторонний обзор.
- Яркость доминантных объектов, которые обозреваются с расстояния 300 м, допускается увеличивать на 50%. Если же объект находится в окружении неосвещенного пространства, то яркость допускается снижать на 50%.
- Еще в архитектуре фасада обычно подчеркивают горизонтальные линии: верхний горизонт или линию, отделяющую цоколь от верхних этажей.
В целях экономии в систему освещения могут встраиваться датчики освещенности, которые включают свет при наступлении темноты, и датчики присутствия, включающие определенные светильники при появлении человека в их зоне освещения.
Применение датчиков и светодиодных светильников соответствует современным тенденциям зеленого строительства, которое в первую очередь направлено на энергоэффективность. Один из ее принципов заключается в том, чтобы как можно большая часть света достигала своей цели. И этому принципу опять же соответствуют LED-светильники, которые обладают максимальной светоотдачей. Почти всю получаемую электроэнергию они преобразуют в световой поток. Кроме того, светодиодные светильники позволяют сделать освещение как функциональным, так и декоративным, что и требуется в архитектурной подсветке.