Архитектурная подсветка | Новый взгляд на наружное освещение зданий

Наружное освещение – не просто способ увеличить видимость в ночное время суток. Оно прошло путь развития от функционально значимого до декоративно-художественной составляющей города. В этом пути можно выделить несколько ключевых событий:

  • 1883 год. С помощью светильников впервые иллюминированы Кремль и колокольня Ивана Великого.
  • 20-е годы XX века. В Нью-Йорке впервые появляется понятие «архитектурное освещение».
  • 1969 год. Создается ILAD – Международная ассоциация дизайнеров освещения.
Сегодня наружное освещение выступает неотъемлемой частью облика городской среды и признаком ее благоустройства. По характеру архитектурного освещения зданий можно судить о культурных, исторических и социальных ценностях. В связи с этим у него есть определенные задачи и приемы. Часто их отражают в специальных документах. К примеру, у г. Москвы есть Постановление о концепции единой цветовой среды, в котором приводятся все требования и особенности освещения городских улиц и зданий.

Задачи архитектурного освещения зданий

Основное назначение архитектурной подсветки – достичь эстетического эффекта. За счет него здания приобретают индивидуальность, поскольку в темное время суток свет делает акценты на их архитектурных особенностях. Подсветка может как подчеркнуть отдельные элементы, так и создать общее заливающее бестеневое освещение. Эстетика особенно важна для торговых объектов, поскольку освещение должно привлекать потребителей.

Другие задачи архитектурного освещения:

  • Сделать городскую среду безопасной для людей. Здесь подсветка выполняет очень много функций. Среди них опознавательная, ориентирующая и охранная. Свет выделяет входную группу, окна, балконы и ниши, а при необходимости наоборот оставляет их в тени.
  • Подчеркнуть назначение здания. Частные и общественные объекты подсвечиваются по-разному. Разница в подсветке присутствует и у зданий коммерческого и государственного назначения. Особое внимание уделяется освещению архитектурных памятников.

Существующие виды архитектурной подсветки

Конкретные приемы подсветки выбирают в зависимости от цели. Это может быть задача:

  • преобразить здание;
  • создать для него совершенно иной образ в ночное время;
  • максимально сохранить и передать архитектуру в том виде, в котором она представлена при дневном свете.
Не менее важно учитывать исторические и архитектурные особенности здания, его функциональность и территориальное расположение в городской среде. В зависимости от этого могут быть использованы разные виды архитектурной подсветки:

  • общее заливающее освещение;
  • локальное;
  • контурное;
  • художественное.
При равномерном заливающем освещении соотношение максимальной освещенности к минимальной должно составлять не более 3:1, а на многоцветных и рельефных фасадах – не более 5:1. При этом максимальная освещенность должна быть на основных композиционно-пластических элементах.

Еще существует силуэтное освещение, которое иногда называют фоновым. Его цель – подчеркнуть очертания здания. Для этого на заднем фасаде сооружения устанавливают яркие светодиодные прожекторы. Чаще всего к такому приему прибегают при освещении архитектурных памятников.
Как временное решение для праздников или рекламных кампаний может применяться световая живопись – иллюминация, в ходе которой на фасаде создают динамические или неподвижные сооружения. Она также актуальна для различных фестивалей и спортивных событий. В динамической подсветке меняются ход и направление лучей, их яркость и цвет. Самыми функциональным для организации такого освещения считаются светодиодные светильники. Среди них существуют модели RGB – многоцветные, меняющие цвет и яркость согласно заложенным сценариям.

Приемы архитектурной подсветки

Разные элементы фасада при проектировании светового дизайна могут быть подсвечены по-разному:

  • Портики, колонны, наличники окон, барельефы выделяют вертикально направленным светом.
  • В простенках между колоннами устанавливают прожекторы, которые направляют как вверх, так и вниз.
  • Для зданий современной архитектуры часто используют светильники, способные направлять лучи сразу в 4 стороны, что создает на фасаде «световой крест». Многие производители осветительных приборов вводят в свой ассортимент такие модели, что говорит о высоком спросе на них.
  • Объемные монументы, малые архитектурные формы и памятники рекомендуют подсвечивать с нескольких сторон, поскольку они имеют многосторонний обзор.
  • Яркость доминантных объектов, которые обозреваются с расстояния 300 м, допускается увеличивать на 50%. Если же объект находится в окружении неосвещенного пространства, то яркость допускается снижать на 50%.
  • Еще в архитектуре фасада обычно подчеркивают горизонтальные линии: верхний горизонт или линию, отделяющую цоколь от верхних этажей.
В целях экономии в систему освещения могут встраиваться датчики освещенности, которые включают свет при наступлении темноты, и датчики присутствия, включающие определенные светильники при появлении человека в их зоне освещения.

Применение датчиков и светодиодных светильников соответствует современным тенденциям зеленого строительства, которое в первую очередь направлено на энергоэффективность. Один из ее принципов заключается в том, чтобы как можно большая часть света достигала своей цели. И этому принципу опять же соответствуют LED-светильники, которые обладают максимальной светоотдачей. Почти всю получаемую электроэнергию они преобразуют в световой поток. Кроме того, светодиодные светильники позволяют сделать освещение как функциональным, так и декоративным, что и требуется в архитектурной подсветке.
7 ошибок при выборе поставщика опор
Получите файл прямо сейчас
Остались вопросы?
задайте их нашему инженеру
Мы поможем подобрать Вам правильное решение!
Телефон для связи
Отправляя сведения через электронную форму, вы даёте согласие на сбор, обработку и хранение персональных данных на условиях Политики конфиденциальности