Нормы освещения промышленных помещений

Правильно организованное освещение производственных помещений повышает настроение сотрудников, снижает риск травматизма и увеличивает продуктивность персонала в среднем на 10%. Дополнительно существуют законодательные нормативы, позволяющие создать оптимальные условия работы для выполнения разных типов задач. Требования устанавливаются ГОСТ, СНиП, СанПиН, СП и отраслевыми актами. Поэтому освещение промышленных помещений должно подбираться в соответствии с классом работ и существующими стандартами.

Разновидности освещения

Естественное – благоприятно влияет на зрение работников и позволяет экономить на электроэнергии. В зависимости от размещения проемов поток света может быть верхним, боковым или комбинированным. Используемый для расчетов коэффициент указывает на разницу между внутренним и внешним освещением, замеры которого осуществляют около наиболее отдаленных от окон рабочих мест. Для большей части РФ значение составляет 2,5%, для северных регионов – 2,9%.

Искусственное освещение – может быть общим (равномерным), локальным и комбинированным. При выборе светильников и разработке схемы их расположения необходимо учесть характер производственной деятельности, для которой предназначено конкретное помещение. Зрительные работы делятся на разряды, где I предполагает использование мелких предметов (до 0,15 мм), а VIII – общий надзор.

Если для задач VI–VIII разрешено использовать только общее равномерное освещение, то более точные действия требуют локального и/или комбинированного света. Однако обходиться только точечно установленными приборами запрещено, поскольку это создает резкие тени, приводя к быстрому утомлению глаз. Требования к освещению помещений промышленных предприятий контролируется при проверках соблюдения условий гигиены труда.

Требования к освещению рабочих мест

Точные требования зависят от сферы производственной деятельности предприятия и отдельно взятого цеха. При этом могут быть определены особые рекомендации по интенсивности освещения, оптимальной цветовой температуре, уровне пульсации и т.д. Рассмотрим средние нормативные показатели.

• Средняя освещенность – варьируется от 20 до 5000 лк. Точная цифра зависит от типа рабочего места. Например, если сотрудник постоянно находится на своем посту, освещенность должна составлять не менее 200 лк.

• Равномерность – коэффициент приближен к показателю 0,4 в радиусе 50 см поля зрения, не менее 0,1 в периферической области. Но разница между этими двумя показателями не должна быть больше 1/3 от большего показателя.

• Количество бликов – должно быть как можно ниже. Для этого осветительные приборы необходимо правильно разместить рядом с рабочим местом, использовать оборудование с экранирующими элементами и отражателями.

• Коэффициент пульсации – не должен быть выше 10%. Особенно строгие требования предъявляются к освещению участков, где есть риск соприкосновения с вибрирующими или вращающимися устройствами. Популярность светодиодных приборов во многом обусловлена минимальной пульсацией – ниже 5%.

• Индекс цветопередачи – варьируется от 20 до 90 Ra, но, чем он выше, тем комфортнее себя чувствует сотрудник. В этом плане снова выигрывает LED освещение промышленных помещений, поскольку упомянутый индекс у таких ламп приближен к показателям солнечного света.
Компания «КСО-1» предлагает большой выбор светотехники собственного производства для промышленных помещений и разработку проектов для предприятий. Это надежное оборудование по демократичным ценам.
7 ошибок при выборе поставщика опор
Получите файл прямо сейчас
Остались вопросы?
задайте их нашему инженеру
Мы поможем подобрать Вам правильное решение!
Телефон для связи
Отправляя сведения через электронную форму, вы даёте согласие на сбор, обработку и хранение персональных данных на условиях Политики конфиденциальности