Нормы и правила освещения в детскому саду и школе
- Само здание детского учреждения.
- Всю прилегающую территорию с площадками, дорожками и зонами отдыха.
- Дороги и пути для подъезда транспорта.
- Открытые уличные площадки для занятий спортом, уроков физкультуры, игр и различных мероприятий.
- Сооружения для хранения садового инвентаря и прочих инструментов.
Хоть дети в школе или детском саду и находятся чаще в светлое время суток, утилитарное освещение все равно важно. Оно необходимо в период короткого светового дня, в пасмурную и дождливую погоду, в вечернее и ночное время суток (как охранное освещение).
Существующие нормы
Требования и нормы освещения в детском саду и школе приведены в СанПиН 2.4.2.2821-10. Они предназначены для всех общеобразовательных учреждений. Что касается естественного освещения, то в п. 2.2. указанного документа говорится, что здания учебных заведений должны располагаться так, чтобы были обеспечены санитарные разрывы от соседних строений.
Норма наружного освещения в школе по СанПиН составляет не менее 10 лк на уровне поверхности земли. На практике чаще придерживаются диапазона в 10-40 лк. Для проездов и проходов к площадкам или корпусам достаточно 4 лк.
Существуют и другие важные нюансы, которые должны быть учтены:
- В учебных помещениях необходимо проектировать боковое левостороннее естественное освещение.
- В учебных помещениях должны использоваться потолочные светильники с показателем дискомфорта (Мт) не более 40 единиц.
- В одном помещении не допускается использование ламп накаливания и люминесцентных ламп.
- Классную доску без собственного свечения нужно оборудовать местным освещением – специальными софитами.
- Уровень освещенности на рабочих столах в учебных кабинетах составляет не менее 300-500 лк.
- При проектировании системы освещения должно быть предусмотрено раздельное включение отдельных линий светильников.
Чтобы искусственный свет использовался в учебных помещениях максимально рационально, необходимо применять отделочные материалы определенных оттенков: для классных досок – темно-коричневый или темно-зеленый, для меблировки – цвет древесины или светло-зеленый, для окон и дверей – белый, для стен – светлые тона желтого, розового, зеленого или голубого.
Особенности освещения детских садов
Нормы освещения в детском саду принимаются по СанПиН 2.4.1.3049-13, который предназначен для дошкольных учреждений. Вечером на их территории должна быть обеспечена освещенность не менее 40 лк. Размещение осветительного оборудования в помещениях детского сада принимается согласно Приложению №2 указанного документа:
- В раздевальных и групповых помещениях – вдоль светонесущей стены.
- На верандах и в спальных помещениях – вдоль размещенного оборудования. Это касается общего и дежурного освещения.
- В залах для занятий музыкой и физкультурой допускается любое размещение светильников.
Что касается действующих ГОСТов по освещению детских садов, то здесь можно разве что отметить ГОСТы на световое оборудование, в частности ГОСТ Р 54350-2011. Здесь приводится показатель дискомфорта UGR. Для детских учреждений он составляет 13, а для классов и учебных кабинетов в школах – 16.
Подходящие опоры освещения и светильники
Утилитарное освещение можно организовать с помощью опор высотой 5-8 м. Их просто размещают по периметру, соблюдая принцип отсутствия затененных участков, после чего оборудуют консольными светильниками. Оптимальный тип опор освещения – граненые типа НФГ. На них можно устанавливать рожковые или торшерные светильники. Дополнительно допускаются к монтажу настенные модели, располагаемые на стенах учебного учреждения.
Для декоративного освещения подходят торшерные опоры освещения высотой 3-5 м. На них размещают венчающие светильники. Торшерные опоры хороши тем, что представлены большим количеством моделей, которые отличаются вариантами применяемых светильников.
Особенно часто используют LED-лампы; безопасные, нетребовательные в уходе и долговечные (50-100 тыс. часов). Еще они не несут никакого вреда при разбитии, не мерцают и не нагреваются, что важно для организации освещения на территории детских учреждений.
Дмитрий Петров
" ["~DETAIL_TEXT"]=> string(9121) "Нормы освещения в школе и детском саду по СанПиН
Наружное освещение территории школ и детских садов в первую очередь необходимо, чтобы обеспечить безопасность нахождения здесь детей. Но для таких объектов не менее важно правильно организовать и освещение внутри помещений. В связи с этим к его организации подходят особенно тщательно. Достаточный уровень освещенности должен быть обеспечен для всех составляющих инфраструктуры школ и детских садов, включая:
- Само здание детского учреждения.
- Всю прилегающую территорию с площадками, дорожками и зонами отдыха.
- Дороги и пути для подъезда транспорта.
- Открытые уличные площадки для занятий спортом, уроков физкультуры, игр и различных мероприятий.
- Сооружения для хранения садового инвентаря и прочих инструментов.
Хоть дети в школе или детском саду и находятся чаще в светлое время суток, утилитарное освещение все равно важно. Оно необходимо в период короткого светового дня, в пасмурную и дождливую погоду, в вечернее и ночное время суток (как охранное освещение).
Существующие нормы
Требования и нормы освещения в детском саду и школе приведены в СанПиН 2.4.2.2821-10. Они предназначены для всех общеобразовательных учреждений. Что касается естественного освещения, то в п. 2.2. указанного документа говорится, что здания учебных заведений должны располагаться так, чтобы были обеспечены санитарные разрывы от соседних строений.
Норма наружного освещения в школе по СанПиН составляет не менее 10 лк на уровне поверхности земли. На практике чаще придерживаются диапазона в 10-40 лк. Для проездов и проходов к площадкам или корпусам достаточно 4 лк.
Существуют и другие важные нюансы, которые должны быть учтены:
- В учебных помещениях необходимо проектировать боковое левостороннее естественное освещение.
- В учебных помещениях должны использоваться потолочные светильники с показателем дискомфорта (Мт) не более 40 единиц.
- В одном помещении не допускается использование ламп накаливания и люминесцентных ламп.
- Классную доску без собственного свечения нужно оборудовать местным освещением – специальными софитами.
- Уровень освещенности на рабочих столах в учебных кабинетах составляет не менее 300-500 лк.
- При проектировании системы освещения должно быть предусмотрено раздельное включение отдельных линий светильников.
Чтобы искусственный свет использовался в учебных помещениях максимально рационально, необходимо применять отделочные материалы определенных оттенков: для классных досок – темно-коричневый или темно-зеленый, для меблировки – цвет древесины или светло-зеленый, для окон и дверей – белый, для стен – светлые тона желтого, розового, зеленого или голубого.
Особенности освещения детских садов
Нормы освещения в детском саду принимаются по СанПиН 2.4.1.3049-13, который предназначен для дошкольных учреждений. Вечером на их территории должна быть обеспечена освещенность не менее 40 лк. Размещение осветительного оборудования в помещениях детского сада принимается согласно Приложению №2 указанного документа:
- В раздевальных и групповых помещениях – вдоль светонесущей стены.
- На верандах и в спальных помещениях – вдоль размещенного оборудования. Это касается общего и дежурного освещения.
- В залах для занятий музыкой и физкультурой допускается любое размещение светильников.
Что касается действующих ГОСТов по освещению детских садов, то здесь можно разве что отметить ГОСТы на световое оборудование, в частности ГОСТ Р 54350-2011. Здесь приводится показатель дискомфорта UGR. Для детских учреждений он составляет 13, а для классов и учебных кабинетов в школах – 16.
Подходящие опоры освещения и светильники
Утилитарное освещение можно организовать с помощью опор высотой 5-8 м. Их просто размещают по периметру, соблюдая принцип отсутствия затененных участков, после чего оборудуют консольными светильниками. Оптимальный тип опор освещения – граненые типа НФГ. На них можно устанавливать рожковые или торшерные светильники. Дополнительно допускаются к монтажу настенные модели, располагаемые на стенах учебного учреждения.
Для декоративного освещения подходят торшерные опоры освещения высотой 3-5 м. На них размещают венчающие светильники. Торшерные опоры хороши тем, что представлены большим количеством моделей, которые отличаются вариантами применяемых светильников.
Особенно часто используют LED-лампы; безопасные, нетребовательные в уходе и долговечные (50-100 тыс. часов). Еще они не несут никакого вреда при разбитии, не мерцают и не нагреваются, что важно для организации освещения на территории детских учреждений.
Дмитрий Петров
" ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["~DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["~PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["DETAIL_PICTURE"]=> bool(false) ["~DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["ACTIVE_FROM"]=> NULL ["~ACTIVE_FROM"]=> NULL ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(60) "/blog/normy-osveshcheniya-v-shkole-i-detskom-sadu-po-sanpin/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(60) "/blog/normy-osveshcheniya-v-shkole-i-detskom-sadu-po-sanpin/" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(53) "normy-osveshcheniya-v-shkole-i-detskom-sadu-po-sanpin" ["~CODE"]=> string(53) "normy-osveshcheniya-v-shkole-i-detskom-sadu-po-sanpin" ["EXTERNAL_ID"]=> string(5) "21927" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(5) "21927" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["LID"]=> string(2) "s2" ["~LID"]=> string(2) "s2" ["NAV_RESULT"]=> bool(false) ["DISPLAY_ACTIVE_FROM"]=> string(0) "" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(8) { ["SECTION_META_KEYWORDS"]=> string(90) "Нормы и правила освещения в детскому саду и школе" ["SECTION_PAGE_TITLE"]=> string(90) "Нормы и правила освещения в детскому саду и школе" ["ELEMENT_META_KEYWORDS"]=> string(90) "Нормы и правила освещения в детскому саду и школе" ["ELEMENT_PAGE_TITLE"]=> string(90) "Нормы и правила освещения в детскому саду и школе" ["ELEMENT_META_TITLE"]=> string(113) "Освещение в детском саду и школе: особенности, правила и нормы" ["ELEMENT_META_DESCRIPTION"]=> string(240) "Как организовать освещение территории школ и детских садов по нормативам. Уровень освещенности, используемые опоры и светильники." ["SECTION_META_TITLE"]=> string(90) "Нормы и правила: полезные статьи от компании КСО-1" ["SECTION_META_DESCRIPTION"]=> string(294) "Все о нормах и правилах от КСО-1: актуальная информация и практические советы. Узнайте больше и обеспечьте соответствие вашему проекту. Читайте полезные статьи. " } ["FIELDS"]=> array(4) { ["TAGS"]=> string(0) "" ["DATE_ACTIVE_FROM"]=> NULL ["SHOW_COUNTER"]=> string(5) "12400" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "27.09.2024 09:02:08" } ["PROPERTIES"]=> array(1) { ["GALLERY"]=> &array(36) { ["ID"]=> string(3) "441" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2022-12-21 15:12:28" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "82" ["NAME"]=> string(14) "Галерея" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(7) "GALLERY" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "F" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> string(2) "92" ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> bool(false) ["VALUE"]=> bool(false) ["DESCRIPTION"]=> bool(false) ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> bool(false) ["~DESCRIPTION"]=> bool(false) ["~NAME"]=> string(14) "Галерея" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } } ["DISPLAY_PROPERTIES"]=> array(0) { } ["IBLOCK"]=> array(92) { ["ID"]=> string(2) "82" ["~ID"]=> string(2) "82" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "01.10.2024 10:57:32" ["~TIMESTAMP_X"]=> string(19) "01.10.2024 10:57:32" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["LID"]=> string(2) "s2" ["~LID"]=> string(2) "s2" ["CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["API_CODE"]=> NULL ["~API_CODE"]=> NULL ["REST_ON"]=> string(1) "N" ["~REST_ON"]=> string(1) "N" ["NAME"]=> string(8) "Блог" ["~NAME"]=> string(8) "Блог" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(46) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(46) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/" ["SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["~SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(30) "https://blog/vbf_incorp2_blog/" ["~CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(30) "https://blog/vbf_incorp2_blog/" ["PICTURE"]=> NULL ["~PICTURE"]=> NULL ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["~DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["~RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["~RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["~RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~XML_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["TMP_ID"]=> string(32) "42bce02cf273aea57f5cf2be0ae08868" ["~TMP_ID"]=> string(32) "42bce02cf273aea57f5cf2be0ae08868" ["INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["~WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["BIZPROC"]=> string(1) "N" ["~BIZPROC"]=> string(1) "N" ["SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["~SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["LIST_MODE"]=> string(0) "" ["~LIST_MODE"]=> string(0) "" ["RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["~RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "Y" ["~SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "Y" ["PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["~PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["~VERSION"]=> string(1) "1" ["LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["~LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["~SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["~SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["~SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["ELEMENTS_NAME"]=> string(12) "Статьи" ["~ELEMENTS_NAME"]=> string(12) "Статьи" ["ELEMENT_NAME"]=> string(12) "Статья" ["~ELEMENT_NAME"]=> string(12) "Статья" ["EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["SERVER_NAME"]=> string(0) "" ["~SERVER_NAME"]=> string(0) "" } ["SECTION"]=> array(1) { ["PATH"]=> array(1) { [0]=> array(31) { ["ID"]=> string(3) "783" ["~ID"]=> string(3) "783" ["CODE"]=> string(15) "normy-i-pravila" ["~CODE"]=> string(15) "normy-i-pravila" ["XML_ID"]=> NULL ["~XML_ID"]=> NULL ["EXTERNAL_ID"]=> NULL ["~EXTERNAL_ID"]=> NULL ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "82" ["~IBLOCK_ID"]=> string(2) "82" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" ["NAME"]=> string(28) "Нормы и правила" ["~NAME"]=> string(28) "Нормы и правила" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" ["~DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" ["SECTION_PAGE_URL"]=> string(22) "/blog/normy-i-pravila/" ["~SECTION_PAGE_URL"]=> string(22) "/blog/normy-i-pravila/" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["GLOBAL_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~GLOBAL_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(8) { ["SECTION_META_KEYWORDS"]=> string(28) "Нормы и правила" ["SECTION_PAGE_TITLE"]=> string(28) "Нормы и правила" ["ELEMENT_META_TITLE"]=> string(28) "Нормы и правила" ["ELEMENT_META_KEYWORDS"]=> string(28) "Нормы и правила" ["ELEMENT_META_DESCRIPTION"]=> string(28) "Нормы и правила" ["ELEMENT_PAGE_TITLE"]=> string(28) "Нормы и правила" ["SECTION_META_TITLE"]=> string(90) "Нормы и правила: полезные статьи от компании КСО-1" ["SECTION_META_DESCRIPTION"]=> string(294) "Все о нормах и правилах от КСО-1: актуальная информация и практические советы. Узнайте больше и обеспечьте соответствие вашему проекту. Читайте полезные статьи. " } } } } ["SECTION_URL"]=> string(22) "/blog/normy-i-pravila/" ["META_TAGS"]=> array(5) { ["TITLE"]=> string(90) "Нормы и правила освещения в детскому саду и школе" ["ELEMENT_CHAIN"]=> string(90) "Нормы и правила освещения в детскому саду и школе" ["BROWSER_TITLE"]=> string(113) "Освещение в детском саду и школе: особенности, правила и нормы" ["KEYWORDS"]=> string(90) "Нормы и правила освещения в детскому саду и школе" ["DESCRIPTION"]=> string(240) "Как организовать освещение территории школ и детских садов по нормативам. Уровень освещенности, используемые опоры и светильники." } }Нормы освещения в школе и детском саду по СанПиН
Наружное освещение территории школ и детских садов в первую очередь необходимо, чтобы обеспечить безопасность нахождения здесь детей. Но для таких объектов не менее важно правильно организовать и освещение внутри помещений. В связи с этим к его организации подходят особенно тщательно. Достаточный уровень освещенности должен быть обеспечен для всех составляющих инфраструктуры школ и детских садов, включая:
- Само здание детского учреждения.
- Всю прилегающую территорию с площадками, дорожками и зонами отдыха.
- Дороги и пути для подъезда транспорта.
- Открытые уличные площадки для занятий спортом, уроков физкультуры, игр и различных мероприятий.
- Сооружения для хранения садового инвентаря и прочих инструментов.
Хоть дети в школе или детском саду и находятся чаще в светлое время суток, утилитарное освещение все равно важно. Оно необходимо в период короткого светового дня, в пасмурную и дождливую погоду, в вечернее и ночное время суток (как охранное освещение).
Существующие нормы
Требования и нормы освещения в детском саду и школе приведены в СанПиН 2.4.2.2821-10. Они предназначены для всех общеобразовательных учреждений. Что касается естественного освещения, то в п. 2.2. указанного документа говорится, что здания учебных заведений должны располагаться так, чтобы были обеспечены санитарные разрывы от соседних строений.
Норма наружного освещения в школе по СанПиН составляет не менее 10 лк на уровне поверхности земли. На практике чаще придерживаются диапазона в 10-40 лк. Для проездов и проходов к площадкам или корпусам достаточно 4 лк.
Существуют и другие важные нюансы, которые должны быть учтены:
- В учебных помещениях необходимо проектировать боковое левостороннее естественное освещение.
- В учебных помещениях должны использоваться потолочные светильники с показателем дискомфорта (Мт) не более 40 единиц.
- В одном помещении не допускается использование ламп накаливания и люминесцентных ламп.
- Классную доску без собственного свечения нужно оборудовать местным освещением – специальными софитами.
- Уровень освещенности на рабочих столах в учебных кабинетах составляет не менее 300-500 лк.
- При проектировании системы освещения должно быть предусмотрено раздельное включение отдельных линий светильников.
Чтобы искусственный свет использовался в учебных помещениях максимально рационально, необходимо применять отделочные материалы определенных оттенков: для классных досок – темно-коричневый или темно-зеленый, для меблировки – цвет древесины или светло-зеленый, для окон и дверей – белый, для стен – светлые тона желтого, розового, зеленого или голубого.
Особенности освещения детских садов
Нормы освещения в детском саду принимаются по СанПиН 2.4.1.3049-13, который предназначен для дошкольных учреждений. Вечером на их территории должна быть обеспечена освещенность не менее 40 лк. Размещение осветительного оборудования в помещениях детского сада принимается согласно Приложению №2 указанного документа:
- В раздевальных и групповых помещениях – вдоль светонесущей стены.
- На верандах и в спальных помещениях – вдоль размещенного оборудования. Это касается общего и дежурного освещения.
- В залах для занятий музыкой и физкультурой допускается любое размещение светильников.
Что касается действующих ГОСТов по освещению детских садов, то здесь можно разве что отметить ГОСТы на световое оборудование, в частности ГОСТ Р 54350-2011. Здесь приводится показатель дискомфорта UGR. Для детских учреждений он составляет 13, а для классов и учебных кабинетов в школах – 16.
Подходящие опоры освещения и светильники
Утилитарное освещение можно организовать с помощью опор высотой 5-8 м. Их просто размещают по периметру, соблюдая принцип отсутствия затененных участков, после чего оборудуют консольными светильниками. Оптимальный тип опор освещения – граненые типа НФГ. На них можно устанавливать рожковые или торшерные светильники. Дополнительно допускаются к монтажу настенные модели, располагаемые на стенах учебного учреждения.
Для декоративного освещения подходят торшерные опоры освещения высотой 3-5 м. На них размещают венчающие светильники. Торшерные опоры хороши тем, что представлены большим количеством моделей, которые отличаются вариантами применяемых светильников.
Особенно часто используют LED-лампы; безопасные, нетребовательные в уходе и долговечные (50-100 тыс. часов). Еще они не несут никакого вреда при разбитии, не мерцают и не нагреваются, что важно для организации освещения на территории детских учреждений.
Дмитрий Петров