Освещение аэропортов, взлетных полос и зданий терминалов
Освещение аэропортов и аэродромов: грамотная схема и монтаж с учетом норм и требований
Грамотное освещение аэропортов и аэродромов очень важно для их нормальной работы. От этого зависит не только комфорт перемещения пассажиров и грузов, но и безопасность взлетов и посадки воздушных судов. Высокие требования к освещению взлетно-посадочной полосы предъявляются также из условия, что аэродром работает практически без перерывов в любое время суток.
Главные требования к освещению аэродромов
- Использование светильников с классом защиты от внешних факторов не менее IP.
- Установка взрывозащищенных осветительных приборов на участках, где расположены склады с горючими смесями.
- Минимальный уровень освещения для аэропортов – 20 лк. При таком значении не нарушается цветовосприятие пилотами цветной разметки на взлетно-посадочной полосе (ВПП).
- Мощность применяемых для освещения аэродрома прожекторов составляет 400-2000 Вт.
- Обеспечение системы освещения блоками мгновенного перезажигания. Даже при кратковременном отключении основного источника напряжения такое оборудование восстанавливает работу всех осветительных приборов.
Что входит в освещение аэродромов и аэропортов
При разработке осветительной системы аэропорта и аэродрома обязательно учитывают необходимость освещения следующих объектов:
- паркинга;
- внутренних помещений аэропорта;
- автомагистралей, прилегающих к аэропорту;
- взлетно-посадочной полосы;
- территорий вспомогательного назначения;
- терминалов;
- объектов коммерческого назначения, функционирующих вблизи или на территории аэропорта.
Виды освещения аэропортов и аэродромов
Основная классификация разделяет освещение аэродромов и аэропортов на два вида:
- Наружное. Это непосредственно освещение всех составляющих аэродрома: перрона, рулежных дорожек, взлетно-посадочной полосы.
- Внутреннее. Его основная функция – обеспечить комфорт и безопасность находящихся внутри здания аэровокзала пассажиров и обслуживающего персонала. Особые требования здесь предъявляются к системе аварийного освещения, что объясняется ежедневным потоком большого количества людей.
Еще один критерий классификации осветительной системы аэропорта – назначение. В зависимости от него освещение делится:
- на функциональное;
- освещение безопасности;
- декоративное.
Функциональное наружное освещение аэродрома
На таких крупных объектах ответственного назначения, как аэродром, основное значение имеет общее заливающее освещение, которое относится к категории функционального. Оно не должно давать ослепляющий эффект и участки затенения, а также обязано создавать удобные условия:
- для пилота при самостоятельном управлении самолетом от или к месту стоянки (касается рулежных дорожек и взлетно-посадочных полос);
- передвижения транспорта, осуществляющего доставку пассажиров и грузов, а еще для буксировщиков, бензовозов и трапов;
- работы персонала, который задействован в техническом обслуживании самолетов на стоянке.
Безопасность полетов, в том числе в отношении освещенности аэродромов, должна соответствовать требованиям международных стандартов ICAO (Международной организации гражданской авиации). Они регулируют яркость, цветопередачу и слепящий эффект подсветки. Для освещения непосредственно аэродромов используются:
- Мачты освещения большой высоты (16-50 м) с мощными источниками света (прожекторами и светодиодными панелями). Конкретная высота берется в зависимости от общей площади территории и расстояния между опорами. Что касается осветительных приборов, то для аэродромов используют светодиодные светильники с оптическими линзами и алюминиевым корпусом, а еще светодиодные прожекторы с производительной оптикой.
- Стробы – мигающие линии, которые обеспечивают визуальный контроль курса. С помощью них пилот может видеть расстояние до края взлетной полосы – они отмечены сплошными зелеными линиями, а вот желтые говорят уже о начале кромки ВПП, т. е. об окончании безопасной зоны.
Отдельно стоит отметить освещение щитов ориентиров видимости на аэродроме. Их устанавливают на расстоянии 400, 800 и 1000 м от места наблюдения до ВПП. Чтоб наблюдать видимость в ночное время, щиты оснащают электролампами накаливания с мощностью 60 Вт. Причем лампочки должны иметь раздельное или посекционное включение, поскольку это важное условия получения достоверной информации о видимости.
Сигнальные огни – обязательные элементы освещения взлетно-посадочной полосы
- Глиссадный огонь. Предназначен для указания глиссады планирования – траектории полета воздушного судна, по которой происходит его снижение. Глиссадные огни двухцветные: красные сверху и белые снизу. Они служат своеобразным ориентиром для пилота.
- Входные огни. Их цвет – зеленый. Они необходимы для указания на торец ВПП, поэтому их устанавливают прямо у ее порога.
- Ограничительные огни – противоположность входным. Они указывают на окончание ВПП, поэтому отмечаются красным свечением.
- Маяки приземления. При плохой видимости позволяют пилотам ориентироваться на ВПП. Для этого такие маяки располагают за 150-300 м от начала полосы.
- Рулежные огни. Их легко определить по ярко-синему свечению. Подобные огни разграничивают рулежные зоны. Их устанавливают по бокам или по оси рулежных дорожек.
- Огни приближения. Характеризуются белым импульсным или постоянным свечением, функцией которого выступает указание пилоту направления на ось ВПП.
Это лишь основные виды сигнальных огней. Для обеспечения безопасной посадки и взлета используют и другое светосигнальное оборудование, которое позволяет пилотам ориентироваться в темное время суток или в условиях ограниченной видимости.
Виды мачт для наружного освещения аэродрома
Для наружного освещения могут использоваться разные мачты:
- Со стационарной короной. Это жестко зафиксированная площадка на верхней секции мачты, на которой и размещают осветительные приборы.
- С мобильной короной. Имеет многолучевую конструкцию, на которой располагаются кронштейны и светильники, а внутри мачты проходит кабель и подъемное оборудование. Благодаря механизму подъема и опускания обслуживание осветительных приборов можно осуществлять с земли.
Современные прожекторные короны представлены множеством модификаций в виде конструкций с разным количеством лучей (от 2 до 14), что позволяет достичь необходимого уровня и равномерности освещения на аэродроме. Для создания локального освещения отлично подходят конические граненые опоры освещения высотой около 12 м и оборудованные консольными светильниками.
Самые эффективные и безопасные светильники для аэропортов
В качестве осветительных приборов для аэропортов и аэродромов все большую популярность приобретают именно светодиодные светильники. У них прочный алюминиевый корпус, длительный срок службы (до 100 тыс. часов), а также высокая степень защиты от неблагоприятных внешних факторов. Долговечность источников света особенно важна при использовании мачт со стационарной короной, поскольку их обслуживание осуществляется на большой высоте с применением специальной техники.
Кроме того, светодиодные светильники можно использовать и для создания освещения внутри терминалов. Они обеспечат безопасную и удобную навигацию пассажиров, а также создадут комфортную среду для работы персонала. LED-светильник можно устанавливать в любых помещениях аэровокзала:
- авиадиспетчерской;
- на стойке регистрации;
- на паспортном и таможенном контроле;
- залах вылета и прилета;
- переходах и около траволаторов;
- зонах выдачи багажа и досмотра;
- офисах и конференц-залах;
- торговых и досуговых зонах;
- на фасадах и прилегающей к терминалу территории.
Дмитрий Петров