Освещение аэропортов, взлетных полос и зданий терминалов
- Использование светильников с классом защиты от внешних факторов не менее IP.
- Установка взрывозащищенных осветительных приборов на участках, где расположены склады с горючими смесями.
- Минимальный уровень освещения для аэропортов – 20 лк. При таком значении не нарушается цветовосприятие пилотами цветной разметки на взлетно-посадочной полосе (ВПП).
- Мощность применяемых для освещения аэродрома прожекторов составляет 400-2000 Вт.
- Обеспечение системы освещения блоками мгновенного перезажигания. Даже при кратковременном отключении основного источника напряжения такое оборудование восстанавливает работу всех осветительных приборов.
Что входит в освещение аэродромов и аэропортов
При разработке осветительной системы аэропорта и аэродрома обязательно учитывают необходимость освещения следующих объектов:
- паркинга;
- внутренних помещений аэропорта;
- автомагистралей, прилегающих к аэропорту;
- взлетно-посадочной полосы;
- территорий вспомогательного назначения;
- терминалов;
- объектов коммерческого назначения, функционирующих вблизи или на территории аэропорта.
Виды освещения аэропортов и аэродромов
Основная классификация разделяет освещение аэродромов и аэропортов на два вида:
- Наружное. Это непосредственно освещение всех составляющих аэродрома: перрона, рулежных дорожек, взлетно-посадочной полосы.
- Внутреннее. Его основная функция – обеспечить комфорт и безопасность находящихся внутри здания аэровокзала пассажиров и обслуживающего персонала. Особые требования здесь предъявляются к системе аварийного освещения, что объясняется ежедневным потоком большого количества людей.
Еще один критерий классификации осветительной системы аэропорта – назначение. В зависимости от него освещение делится:
- на функциональное;
- освещение безопасности;
- декоративное.
Функциональное наружное освещение аэродрома
На таких крупных объектах ответственного назначения, как аэродром, основное значение имеет общее заливающее освещение, которое относится к категории функционального. Оно не должно давать ослепляющий эффект и участки затенения, а также обязано создавать удобные условия:
- для пилота при самостоятельном управлении самолетом от или к месту стоянки (касается рулежных дорожек и взлетно-посадочных полос);
- передвижения транспорта, осуществляющего доставку пассажиров и грузов, а еще для буксировщиков, бензовозов и трапов;
- работы персонала, который задействован в техническом обслуживании самолетов на стоянке.
Безопасность полетов, в том числе в отношении освещенности аэродромов, должна соответствовать требованиям международных стандартов ICAO (Международной организации гражданской авиации). Они регулируют яркость, цветопередачу и слепящий эффект подсветки. Для освещения непосредственно аэродромов используются:
- Мачты освещения большой высоты (16-50 м) с мощными источниками света (прожекторами и светодиодными панелями). Конкретная высота берется в зависимости от общей площади территории и расстояния между опорами. Что касается осветительных приборов, то для аэродромов используют светодиодные светильники с оптическими линзами и алюминиевым корпусом, а еще светодиодные прожекторы с производительной оптикой.
- Стробы – мигающие линии, которые обеспечивают визуальный контроль курса. С помощью них пилот может видеть расстояние до края взлетной полосы – они отмечены сплошными зелеными линиями, а вот желтые говорят уже о начале кромки ВПП, т. е. об окончании безопасной зоны.
Отдельно стоит отметить освещение щитов ориентиров видимости на аэродроме. Их устанавливают на расстоянии 400, 800 и 1000 м от места наблюдения до ВПП. Чтоб наблюдать видимость в ночное время, щиты оснащают электролампами накаливания с мощностью 60 Вт. Причем лампочки должны иметь раздельное или посекционное включение, поскольку это важное условия получения достоверной информации о видимости.
Сигнальные огни – обязательные элементы освещения взлетно-посадочной полосы
- Глиссадный огонь. Предназначен для указания глиссады планирования – траектории полета воздушного судна, по которой происходит его снижение. Глиссадные огни двухцветные: красные сверху и белые снизу. Они служат своеобразным ориентиром для пилота.
- Входные огни. Их цвет – зеленый. Они необходимы для указания на торец ВПП, поэтому их устанавливают прямо у ее порога.
- Ограничительные огни – противоположность входным. Они указывают на окончание ВПП, поэтому отмечаются красным свечением.
- Маяки приземления. При плохой видимости позволяют пилотам ориентироваться на ВПП. Для этого такие маяки располагают за 150-300 м от начала полосы.
- Рулежные огни. Их легко определить по ярко-синему свечению. Подобные огни разграничивают рулежные зоны. Их устанавливают по бокам или по оси рулежных дорожек.
- Огни приближения. Характеризуются белым импульсным или постоянным свечением, функцией которого выступает указание пилоту направления на ось ВПП.
Это лишь основные виды сигнальных огней. Для обеспечения безопасной посадки и взлета используют и другое светосигнальное оборудование, которое позволяет пилотам ориентироваться в темное время суток или в условиях ограниченной видимости.
Виды мачт для наружного освещения аэродрома
Для наружного освещения могут использоваться разные мачты:
- Со стационарной короной. Это жестко зафиксированная площадка на верхней секции мачты, на которой и размещают осветительные приборы.
- С мобильной короной. Имеет многолучевую конструкцию, на которой располагаются кронштейны и светильники, а внутри мачты проходит кабель и подъемное оборудование. Благодаря механизму подъема и опускания обслуживание осветительных приборов можно осуществлять с земли.
Современные прожекторные короны представлены множеством модификаций в виде конструкций с разным количеством лучей (от 2 до 14), что позволяет достичь необходимого уровня и равномерности освещения на аэродроме. Для создания локального освещения отлично подходят конические граненые опоры освещения высотой около 12 м и оборудованные консольными светильниками.
Самые эффективные и безопасные светильники для аэропортов
В качестве осветительных приборов для аэропортов и аэродромов все большую популярность приобретают именно светодиодные светильники. У них прочный алюминиевый корпус, длительный срок службы (до 100 тыс. часов), а также высокая степень защиты от неблагоприятных внешних факторов. Долговечность источников света особенно важна при использовании мачт со стационарной короной, поскольку их обслуживание осуществляется на большой высоте с применением специальной техники.
Кроме того, светодиодные светильники можно использовать и для создания освещения внутри терминалов. Они обеспечат безопасную и удобную навигацию пассажиров, а также создадут комфортную среду для работы персонала. LED-светильник можно устанавливать в любых помещениях аэровокзала:
- авиадиспетчерской;
- на стойке регистрации;
- на паспортном и таможенном контроле;
- залах вылета и прилета;
- переходах и около траволаторов;
- зонах выдачи багажа и досмотра;
- офисах и конференц-залах;
- торговых и досуговых зонах;
- на фасадах и прилегающей к терминалу территории.
Дмитрий Петров
" ["~DETAIL_TEXT"]=> string(15297) "Освещение аэропортов и аэродромов: грамотная схема и монтаж с учетом норм и требований
Грамотное освещение аэропортов и аэродромов очень важно для их нормальной работы. От этого зависит не только комфорт перемещения пассажиров и грузов, но и безопасность взлетов и посадки воздушных судов. Высокие требования к освещению взлетно-посадочной полосы предъявляются также из условия, что аэродром работает практически без перерывов в любое время суток.
Главные требования к освещению аэродромов
- Использование светильников с классом защиты от внешних факторов не менее IP.
- Установка взрывозащищенных осветительных приборов на участках, где расположены склады с горючими смесями.
- Минимальный уровень освещения для аэропортов – 20 лк. При таком значении не нарушается цветовосприятие пилотами цветной разметки на взлетно-посадочной полосе (ВПП).
- Мощность применяемых для освещения аэродрома прожекторов составляет 400-2000 Вт.
- Обеспечение системы освещения блоками мгновенного перезажигания. Даже при кратковременном отключении основного источника напряжения такое оборудование восстанавливает работу всех осветительных приборов.
Что входит в освещение аэродромов и аэропортов
При разработке осветительной системы аэропорта и аэродрома обязательно учитывают необходимость освещения следующих объектов:
- паркинга;
- внутренних помещений аэропорта;
- автомагистралей, прилегающих к аэропорту;
- взлетно-посадочной полосы;
- территорий вспомогательного назначения;
- терминалов;
- объектов коммерческого назначения, функционирующих вблизи или на территории аэропорта.
Виды освещения аэропортов и аэродромов
Основная классификация разделяет освещение аэродромов и аэропортов на два вида:
- Наружное. Это непосредственно освещение всех составляющих аэродрома: перрона, рулежных дорожек, взлетно-посадочной полосы.
- Внутреннее. Его основная функция – обеспечить комфорт и безопасность находящихся внутри здания аэровокзала пассажиров и обслуживающего персонала. Особые требования здесь предъявляются к системе аварийного освещения, что объясняется ежедневным потоком большого количества людей.
Еще один критерий классификации осветительной системы аэропорта – назначение. В зависимости от него освещение делится:
- на функциональное;
- освещение безопасности;
- декоративное.
Функциональное наружное освещение аэродрома
На таких крупных объектах ответственного назначения, как аэродром, основное значение имеет общее заливающее освещение, которое относится к категории функционального. Оно не должно давать ослепляющий эффект и участки затенения, а также обязано создавать удобные условия:
- для пилота при самостоятельном управлении самолетом от или к месту стоянки (касается рулежных дорожек и взлетно-посадочных полос);
- передвижения транспорта, осуществляющего доставку пассажиров и грузов, а еще для буксировщиков, бензовозов и трапов;
- работы персонала, который задействован в техническом обслуживании самолетов на стоянке.
Безопасность полетов, в том числе в отношении освещенности аэродромов, должна соответствовать требованиям международных стандартов ICAO (Международной организации гражданской авиации). Они регулируют яркость, цветопередачу и слепящий эффект подсветки. Для освещения непосредственно аэродромов используются:
- Мачты освещения большой высоты (16-50 м) с мощными источниками света (прожекторами и светодиодными панелями). Конкретная высота берется в зависимости от общей площади территории и расстояния между опорами. Что касается осветительных приборов, то для аэродромов используют светодиодные светильники с оптическими линзами и алюминиевым корпусом, а еще светодиодные прожекторы с производительной оптикой.
- Стробы – мигающие линии, которые обеспечивают визуальный контроль курса. С помощью них пилот может видеть расстояние до края взлетной полосы – они отмечены сплошными зелеными линиями, а вот желтые говорят уже о начале кромки ВПП, т. е. об окончании безопасной зоны.
Отдельно стоит отметить освещение щитов ориентиров видимости на аэродроме. Их устанавливают на расстоянии 400, 800 и 1000 м от места наблюдения до ВПП. Чтоб наблюдать видимость в ночное время, щиты оснащают электролампами накаливания с мощностью 60 Вт. Причем лампочки должны иметь раздельное или посекционное включение, поскольку это важное условия получения достоверной информации о видимости.
Сигнальные огни – обязательные элементы освещения взлетно-посадочной полосы
- Глиссадный огонь. Предназначен для указания глиссады планирования – траектории полета воздушного судна, по которой происходит его снижение. Глиссадные огни двухцветные: красные сверху и белые снизу. Они служат своеобразным ориентиром для пилота.
- Входные огни. Их цвет – зеленый. Они необходимы для указания на торец ВПП, поэтому их устанавливают прямо у ее порога.
- Ограничительные огни – противоположность входным. Они указывают на окончание ВПП, поэтому отмечаются красным свечением.
- Маяки приземления. При плохой видимости позволяют пилотам ориентироваться на ВПП. Для этого такие маяки располагают за 150-300 м от начала полосы.
- Рулежные огни. Их легко определить по ярко-синему свечению. Подобные огни разграничивают рулежные зоны. Их устанавливают по бокам или по оси рулежных дорожек.
- Огни приближения. Характеризуются белым импульсным или постоянным свечением, функцией которого выступает указание пилоту направления на ось ВПП.
Это лишь основные виды сигнальных огней. Для обеспечения безопасной посадки и взлета используют и другое светосигнальное оборудование, которое позволяет пилотам ориентироваться в темное время суток или в условиях ограниченной видимости.
Виды мачт для наружного освещения аэродрома
Для наружного освещения могут использоваться разные мачты:
- Со стационарной короной. Это жестко зафиксированная площадка на верхней секции мачты, на которой и размещают осветительные приборы.
- С мобильной короной. Имеет многолучевую конструкцию, на которой располагаются кронштейны и светильники, а внутри мачты проходит кабель и подъемное оборудование. Благодаря механизму подъема и опускания обслуживание осветительных приборов можно осуществлять с земли.
Современные прожекторные короны представлены множеством модификаций в виде конструкций с разным количеством лучей (от 2 до 14), что позволяет достичь необходимого уровня и равномерности освещения на аэродроме. Для создания локального освещения отлично подходят конические граненые опоры освещения высотой около 12 м и оборудованные консольными светильниками.
Самые эффективные и безопасные светильники для аэропортов
В качестве осветительных приборов для аэропортов и аэродромов все большую популярность приобретают именно светодиодные светильники. У них прочный алюминиевый корпус, длительный срок службы (до 100 тыс. часов), а также высокая степень защиты от неблагоприятных внешних факторов. Долговечность источников света особенно важна при использовании мачт со стационарной короной, поскольку их обслуживание осуществляется на большой высоте с применением специальной техники.
Кроме того, светодиодные светильники можно использовать и для создания освещения внутри терминалов. Они обеспечат безопасную и удобную навигацию пассажиров, а также создадут комфортную среду для работы персонала. LED-светильник можно устанавливать в любых помещениях аэровокзала:
- авиадиспетчерской;
- на стойке регистрации;
- на паспортном и таможенном контроле;
- залах вылета и прилета;
- переходах и около траволаторов;
- зонах выдачи багажа и досмотра;
- офисах и конференц-залах;
- торговых и досуговых зонах;
- на фасадах и прилегающей к терминалу территории.
Дмитрий Петров
" ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["~DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["~PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["DETAIL_PICTURE"]=> bool(false) ["~DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["ACTIVE_FROM"]=> NULL ["~ACTIVE_FROM"]=> NULL ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(66) "/blog/osveshchenie-aehroportov-vzletnyh-polos-i-zdanij-terminalov/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(66) "/blog/osveshchenie-aehroportov-vzletnyh-polos-i-zdanij-terminalov/" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(59) "osveshchenie-aehroportov-vzletnyh-polos-i-zdanij-terminalov" ["~CODE"]=> string(59) "osveshchenie-aehroportov-vzletnyh-polos-i-zdanij-terminalov" ["EXTERNAL_ID"]=> string(5) "21914" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(5) "21914" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["LID"]=> string(2) "s2" ["~LID"]=> string(2) "s2" ["NAV_RESULT"]=> bool(false) ["DISPLAY_ACTIVE_FROM"]=> string(0) "" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(8) { ["SECTION_META_TITLE"]=> string(105) "Освещение аэропортов, взлетных полос и зданий терминалов" ["SECTION_META_KEYWORDS"]=> string(105) "Освещение аэропортов, взлетных полос и зданий терминалов" ["SECTION_META_DESCRIPTION"]=> string(105) "Освещение аэропортов, взлетных полос и зданий терминалов" ["SECTION_PAGE_TITLE"]=> string(105) "Освещение аэропортов, взлетных полос и зданий терминалов" ["ELEMENT_META_KEYWORDS"]=> string(105) "Освещение аэропортов, взлетных полос и зданий терминалов" ["ELEMENT_PAGE_TITLE"]=> string(105) "Освещение аэропортов, взлетных полос и зданий терминалов" ["ELEMENT_META_TITLE"]=> string(131) "Как организуют освещение аэропортов, взлетных полос, зданий терминалов" ["ELEMENT_META_DESCRIPTION"]=> string(242) "Основные требования к освещению аэродромов и аэропортов, его разновидности. Виды используемых мачт и опор, группа сигнальных огней." } ["FIELDS"]=> array(4) { ["TAGS"]=> string(0) "" ["DATE_ACTIVE_FROM"]=> NULL ["SHOW_COUNTER"]=> string(4) "3554" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "28.08.2024 16:45:28" } ["PROPERTIES"]=> array(1) { ["GALLERY"]=> &array(36) { ["ID"]=> string(3) "441" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2022-12-21 15:12:28" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "82" ["NAME"]=> string(14) "Галерея" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(7) "GALLERY" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "F" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> string(2) "92" ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> bool(false) ["VALUE"]=> bool(false) ["DESCRIPTION"]=> bool(false) ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> bool(false) ["~DESCRIPTION"]=> bool(false) ["~NAME"]=> string(14) "Галерея" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } } ["DISPLAY_PROPERTIES"]=> array(0) { } ["IBLOCK"]=> array(92) { ["ID"]=> string(2) "82" ["~ID"]=> string(2) "82" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "24.07.2023 12:03:51" ["~TIMESTAMP_X"]=> string(19) "24.07.2023 12:03:51" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["LID"]=> string(2) "s2" ["~LID"]=> string(2) "s2" ["CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["API_CODE"]=> NULL ["~API_CODE"]=> NULL ["REST_ON"]=> string(1) "N" ["~REST_ON"]=> string(1) "N" ["NAME"]=> string(8) "Блог" ["~NAME"]=> string(8) "Блог" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(46) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(46) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/" ["SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["~SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(30) "https://blog/vbf_incorp2_blog/" ["~CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(30) "https://blog/vbf_incorp2_blog/" ["PICTURE"]=> NULL ["~PICTURE"]=> NULL ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["~DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["~RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["~RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["~RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~XML_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["TMP_ID"]=> string(32) "7c60814fc0efb85931d70d4bb87f9479" ["~TMP_ID"]=> string(32) "7c60814fc0efb85931d70d4bb87f9479" ["INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["~WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["BIZPROC"]=> string(1) "N" ["~BIZPROC"]=> string(1) "N" ["SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["~SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["LIST_MODE"]=> string(0) "" ["~LIST_MODE"]=> string(0) "" ["RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["~RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "Y" ["~SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "Y" ["PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["~PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["~VERSION"]=> string(1) "1" ["LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["~LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["~SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["~SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["~SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["ELEMENTS_NAME"]=> string(12) "Статьи" ["~ELEMENTS_NAME"]=> string(12) "Статьи" ["ELEMENT_NAME"]=> string(12) "Статья" ["~ELEMENT_NAME"]=> string(12) "Статья" ["EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["SERVER_NAME"]=> string(0) "" ["~SERVER_NAME"]=> string(0) "" } ["SECTION"]=> array(1) { ["PATH"]=> array(0) { } } ["SECTION_URL"]=> string(0) "" ["META_TAGS"]=> array(5) { ["TITLE"]=> string(105) "Освещение аэропортов, взлетных полос и зданий терминалов" ["ELEMENT_CHAIN"]=> string(105) "Освещение аэропортов, взлетных полос и зданий терминалов" ["BROWSER_TITLE"]=> string(131) "Как организуют освещение аэропортов, взлетных полос, зданий терминалов" ["KEYWORDS"]=> string(105) "Освещение аэропортов, взлетных полос и зданий терминалов" ["DESCRIPTION"]=> string(242) "Основные требования к освещению аэродромов и аэропортов, его разновидности. Виды используемых мачт и опор, группа сигнальных огней." } }Освещение аэропортов и аэродромов: грамотная схема и монтаж с учетом норм и требований
Грамотное освещение аэропортов и аэродромов очень важно для их нормальной работы. От этого зависит не только комфорт перемещения пассажиров и грузов, но и безопасность взлетов и посадки воздушных судов. Высокие требования к освещению взлетно-посадочной полосы предъявляются также из условия, что аэродром работает практически без перерывов в любое время суток.
Главные требования к освещению аэродромов
- Использование светильников с классом защиты от внешних факторов не менее IP.
- Установка взрывозащищенных осветительных приборов на участках, где расположены склады с горючими смесями.
- Минимальный уровень освещения для аэропортов – 20 лк. При таком значении не нарушается цветовосприятие пилотами цветной разметки на взлетно-посадочной полосе (ВПП).
- Мощность применяемых для освещения аэродрома прожекторов составляет 400-2000 Вт.
- Обеспечение системы освещения блоками мгновенного перезажигания. Даже при кратковременном отключении основного источника напряжения такое оборудование восстанавливает работу всех осветительных приборов.
Что входит в освещение аэродромов и аэропортов
При разработке осветительной системы аэропорта и аэродрома обязательно учитывают необходимость освещения следующих объектов:
- паркинга;
- внутренних помещений аэропорта;
- автомагистралей, прилегающих к аэропорту;
- взлетно-посадочной полосы;
- территорий вспомогательного назначения;
- терминалов;
- объектов коммерческого назначения, функционирующих вблизи или на территории аэропорта.
Виды освещения аэропортов и аэродромов
Основная классификация разделяет освещение аэродромов и аэропортов на два вида:
- Наружное. Это непосредственно освещение всех составляющих аэродрома: перрона, рулежных дорожек, взлетно-посадочной полосы.
- Внутреннее. Его основная функция – обеспечить комфорт и безопасность находящихся внутри здания аэровокзала пассажиров и обслуживающего персонала. Особые требования здесь предъявляются к системе аварийного освещения, что объясняется ежедневным потоком большого количества людей.
Еще один критерий классификации осветительной системы аэропорта – назначение. В зависимости от него освещение делится:
- на функциональное;
- освещение безопасности;
- декоративное.
Функциональное наружное освещение аэродрома
На таких крупных объектах ответственного назначения, как аэродром, основное значение имеет общее заливающее освещение, которое относится к категории функционального. Оно не должно давать ослепляющий эффект и участки затенения, а также обязано создавать удобные условия:
- для пилота при самостоятельном управлении самолетом от или к месту стоянки (касается рулежных дорожек и взлетно-посадочных полос);
- передвижения транспорта, осуществляющего доставку пассажиров и грузов, а еще для буксировщиков, бензовозов и трапов;
- работы персонала, который задействован в техническом обслуживании самолетов на стоянке.
Безопасность полетов, в том числе в отношении освещенности аэродромов, должна соответствовать требованиям международных стандартов ICAO (Международной организации гражданской авиации). Они регулируют яркость, цветопередачу и слепящий эффект подсветки. Для освещения непосредственно аэродромов используются:
- Мачты освещения большой высоты (16-50 м) с мощными источниками света (прожекторами и светодиодными панелями). Конкретная высота берется в зависимости от общей площади территории и расстояния между опорами. Что касается осветительных приборов, то для аэродромов используют светодиодные светильники с оптическими линзами и алюминиевым корпусом, а еще светодиодные прожекторы с производительной оптикой.
- Стробы – мигающие линии, которые обеспечивают визуальный контроль курса. С помощью них пилот может видеть расстояние до края взлетной полосы – они отмечены сплошными зелеными линиями, а вот желтые говорят уже о начале кромки ВПП, т. е. об окончании безопасной зоны.
Отдельно стоит отметить освещение щитов ориентиров видимости на аэродроме. Их устанавливают на расстоянии 400, 800 и 1000 м от места наблюдения до ВПП. Чтоб наблюдать видимость в ночное время, щиты оснащают электролампами накаливания с мощностью 60 Вт. Причем лампочки должны иметь раздельное или посекционное включение, поскольку это важное условия получения достоверной информации о видимости.
Сигнальные огни – обязательные элементы освещения взлетно-посадочной полосы
- Глиссадный огонь. Предназначен для указания глиссады планирования – траектории полета воздушного судна, по которой происходит его снижение. Глиссадные огни двухцветные: красные сверху и белые снизу. Они служат своеобразным ориентиром для пилота.
- Входные огни. Их цвет – зеленый. Они необходимы для указания на торец ВПП, поэтому их устанавливают прямо у ее порога.
- Ограничительные огни – противоположность входным. Они указывают на окончание ВПП, поэтому отмечаются красным свечением.
- Маяки приземления. При плохой видимости позволяют пилотам ориентироваться на ВПП. Для этого такие маяки располагают за 150-300 м от начала полосы.
- Рулежные огни. Их легко определить по ярко-синему свечению. Подобные огни разграничивают рулежные зоны. Их устанавливают по бокам или по оси рулежных дорожек.
- Огни приближения. Характеризуются белым импульсным или постоянным свечением, функцией которого выступает указание пилоту направления на ось ВПП.
Это лишь основные виды сигнальных огней. Для обеспечения безопасной посадки и взлета используют и другое светосигнальное оборудование, которое позволяет пилотам ориентироваться в темное время суток или в условиях ограниченной видимости.
Виды мачт для наружного освещения аэродрома
Для наружного освещения могут использоваться разные мачты:
- Со стационарной короной. Это жестко зафиксированная площадка на верхней секции мачты, на которой и размещают осветительные приборы.
- С мобильной короной. Имеет многолучевую конструкцию, на которой располагаются кронштейны и светильники, а внутри мачты проходит кабель и подъемное оборудование. Благодаря механизму подъема и опускания обслуживание осветительных приборов можно осуществлять с земли.
Современные прожекторные короны представлены множеством модификаций в виде конструкций с разным количеством лучей (от 2 до 14), что позволяет достичь необходимого уровня и равномерности освещения на аэродроме. Для создания локального освещения отлично подходят конические граненые опоры освещения высотой около 12 м и оборудованные консольными светильниками.
Самые эффективные и безопасные светильники для аэропортов
В качестве осветительных приборов для аэропортов и аэродромов все большую популярность приобретают именно светодиодные светильники. У них прочный алюминиевый корпус, длительный срок службы (до 100 тыс. часов), а также высокая степень защиты от неблагоприятных внешних факторов. Долговечность источников света особенно важна при использовании мачт со стационарной короной, поскольку их обслуживание осуществляется на большой высоте с применением специальной техники.
Кроме того, светодиодные светильники можно использовать и для создания освещения внутри терминалов. Они обеспечат безопасную и удобную навигацию пассажиров, а также создадут комфортную среду для работы персонала. LED-светильник можно устанавливать в любых помещениях аэровокзала:
- авиадиспетчерской;
- на стойке регистрации;
- на паспортном и таможенном контроле;
- залах вылета и прилета;
- переходах и около траволаторов;
- зонах выдачи багажа и досмотра;
- офисах и конференц-залах;
- торговых и досуговых зонах;
- на фасадах и прилегающей к терминалу территории.
Дмитрий Петров