Освещение торгового зала магазина: как правильно организовать и повысить продажи

Торговое освещение должно выполнять сразу несколько задач: создавать комфортные условия для нахождения в зале покупателей и помогать продавать товары. По этой причине организация света в торговых залах имеет очень много нюансов, которые важно учесть. При правильном подходе освещение становится эффективным маркетинговым инструментом, как и архитектурная подсветка зданий снаружи. В то же время свет в торговом зале должен отвечать стандартным требованиям, которые предъявляют нормативные документы.

Ошибки при организации торгового освещения: на что обратить внимание

  • Недостаточно продуманное освещение. Во многих магазинах больше внимания уделяют проходам, но нельзя забывать про направленный свет. Особенно это касается продажи эксклюзивных и дорогих вещей.
  • Неправильная цветовая температура. «Теплые» продукты нужно подсвечивать теплым спектром, а «холодные» соответственно холодным. Значение цветовой температуры в торговом освещении очень велико. Даже исследованиями доказано, что она позволяет увеличивать продажи.
  • Неправильная организация общего освещения. Светильники общего света направляют в сторону крыши или торгового оборудования, а они должны освещать сами товары и проходы для покупателей.
  • Использование устаревших светильников. Как правило, это галогенные лампы, которые ведут к переплате за электроэнергию. Сегодня уже активно используются более современные светодиодные светильники – экономичные, с максимальной светоотдачей, долговечные (служат 50-100 тыс. часов) и нетребовательные в обслуживании.

Самое важное в организации торгового освещения

Обязательное условие качественного света в торговом зале – достаточный уровень освещенности. Нормы освещения торговых помещений устанавливаются соответствующим документом. Это свод правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение». В нем же можно найти нормы освещения офисных помещений. Как и в случае с торговым залом, они обеспечивают благоприятные условия для сотрудников.

Искусственное освещение в торговых залах должно быть организовано в нескольких зонах. Для каждой из них существует своя норма освещенности, измеряемая в люксах (лк):

  • Кассовая зона – 300-500 лк.
  • Витрины – 300 лк.
  • Торговые ряды и стойки с товарами в магазинах без самообслуживания – 300 лк.
  • Торговые залы супермаркетов – 500 лк.
  • Залы продовольственных магазинов с самообслуживанием – 400 лк.
  • Зона новинок (манекены или стойки) – от 500 до 1500 лк.
  • Примерочные – от 300 лк.

Освещение кассовой зоны

Для кассовой зоны принимают, как правило, более высокие значения освещенности, нежели рекомендуют нормы. Наиболее распространен уровень 1000-2000 лк. Это объясняется тем, что здесь проводятся работы повышенной зрительной нагрузки. Кроме того, важно сделать на кассах акцент, чтобы покупатель сразу видел, куда ему нужно подойти для покупки товара. Для этого над кассой размещают линейные подвесные или несколько точечных светильников, которые позволяют создать яркое световое пятно.

Осветительные приборы, устанавливаемые в кассовой зоне, должны иметь антибликовую решетку или микропризматическую оптику (HDP). Чтобы на этом участке было удобно и продавцам, и покупателям, необходимо соблюдать требование к показателю дискомфорта UGR. Он не должен превышать 19.

Нюансы витринного освещения

Подробнее о витринном освещении говорится в пункте 7.5.7 СП 52.13330.2016. Если на витрине представляют темные товары, то допускается увеличивать освещенность на одну ступень. Со светлыми товарами наоборот – ее нужно понизить на одну ступень.

Особое значение имеет акцентное освещение торговых помещений, которое позволяет обратить внимание покупателя на конкретные товары или их группы. Свод правил рекомендует ограничить площадь акцентирующего света до 20% от площади витрины.

Поскольку витрины обращены на улицу, установленные в них светильники должны быть размещены так, чтобы их свечение и лучи, отраженные от выставленных товаров, не давали блики, которые могут попасть в центральное поле зрения водителей и пешеходов, если они находятся на расстоянии менее 1 м от стекла.

Цветовая температура источников света для витрин

Поскольку освещение торгового зала магазина несет в себе еще и маркетинговую функцию, важно подбирать его так, чтобы максимально точно подчеркнуть преимущества товара. Для этого в зависимости от типа продукции выбирают определенную цветовую температуру и цветопередачу.
Указанные параметры выбраны не просто так. К примеру, цветовая температура для рыбы выше 4000 лк визуально придает ей дополнительную свежесть. Есть и другие простые хитрости для эффектной подачи продуктов на прилавках:

  • Мясо. Здесь можно использовать специальные цветофильтры, отсекающие синюю и зеленую часть спектра. Это придаст мясу приятный розоватый оттенок, который подчеркнет свежесть продукта.
  • Сыр и выпечка. Рекомендована цветовая температура 2700 К в сочетании со специальным отражателем gold/champagne reflector. Он придаст сыру еще более насыщенный желтый оттенок, а на выпечке подчеркнет ее золотистую корочку.
  • Овощи и фрукты. Для зоны фреш стоит использовать осветительные приборы с узким и средним пучком света. Они создают акцентирующее освещение.
Освещенность баннеров должна быть на уровне от 800 лк, чтобы обратить внимание покупателя на эти конструкции. Во входной зоне для привлечения покупателей допускается устраивать освещение на уровне 1500-2000 лк с цветовой температурой 3000-4000 К. Поскольку искусственное освещение в торговых залах имеет множество нюансов, лучше организовывать его по предварительно разработанному проекту с подбором и схемой размещения осветительных приборов.