Правила и нормы освещения торгового центра
Эффективное освещение торговых центров для увеличения продаж
Качественное освещение в больших магазинах – одно из условий успешных продаж. При достаточном уровне освещенности клиент испытывает положительные эмоции, что позволяет увеличить время его пребывания в торговом помещении. Подобная избирательность неслучайна и напрямую связана с физиологическими особенностями. В осенне-зимний период в условиях недостатка света настроение человека ухудшается, а весной и летом – наоборот. Именно на этом принципе основана разработка схемы освещения в торговых залах.
Нормы освещения торгового зала
Искусственное освещение в торговых залах должно быть таким, чтобы покупатель в процессе выбора товара не испытывал дискомфорта. С этой целью на уровне законодательства были определены нормативные значения освещенности, которых нужно придерживаться. Они приведены в СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение», в Приложении К. Значения приводятся в люксах – единице измерения освещенности. Норма искусственного освещения в торговом зале магазина составляет:
- 400-700 лк – в супермаркетах.
- от 400 лк – в продовольственных магазинах с самообслуживанием.
- от 300 лк – в магазинах без самообслуживания.
- от 300 лк – в магазинах посуды, спорттоваров, мебели, машин, игрушек, стройматериалов и канцелярских товаров. Также эта норма применима для залов демонстрации новых товаров и примерочных кабин.
- 300-500 лк – в помещениях касс.
Особенности применения норм освещенности в разных магазинах
Перечисленные нормы приведены для небольших магазинов. В большинстве крупных торговых залов для комфорта покупателей поддерживают освещенность на уровне 1000-1500 лк. Хотя в отдельно стоящем магазине допускается и не очень высокая освещенность – около 700-800 лк. Здесь очень важно учитывать специфику магазина:
- Магазины средней ценовой категории стараются выделиться с помощью света. Для этого делают акцентное освещение, которое ярче общего примерно на 500 лк.
- В более элитных магазинах и бутиках общую освещенность снижают до 300-400 лк, а товары выделяют локально при помощи яркой подсветки.
С помощью световых акцентов можно направить покупателя в те зоны, которым они уделяют меньше внимания. Также подобный подход помогает выгодно представить клиентам новую коллекцию. Таким образом, с помощью игры света создается целый маршрут, по которому покупатель обойдет весь магазин.
Важное значение при разработке схемы освещения имеет тип продаваемых товаров и особенности самого помещения:
- Если в магазине продаются меха, то освещенность должна быть высокой, поскольку меховые изделия имеют высокий уровень светопоглощения. Оптимальное значение – 1000 лк.
- При слишком плотной расстановке товара все отражающие поверхности (стены) оказываются закрыты, поэтому подсветка тоже должна быть очень интенсивной.
- Больше света требуют помещения с отделкой в темных тонах, а также залы, где продаются ковры, поскольку они поглощают часть светового потока.
Виды освещения в торговом зале
В каждом магазине должны быть тщательно продуманы 3 типа освещения:
- Общее (объемное). У него чисто практическая функция – обеспечить в помещении хорошую видимость и поддерживать общий световой дизайн, в котором общее освещение служит своеобразным фоном.
- Акцентирующее. Заключается в направлении светового потока на определенные зоны и товары с целью выделить их из общей массы.
- Декоративное. Как и наружная архитектурная подсветка, служит для выделения некоторых элементов, например, названия или баннеров в магазине, которые могли бы привлечь проходящего мимо клиента. Такая подсветка не должна перетягивать внимание с акцентирующей.
В торговом помещении нужно осветить витрины, стойку продавца и кассира, стенды с товарами, а также примерочные.
Какие источники света использовать в торговых залах
Создавая освещение торгового центра, важно придерживаться одного принципа. Свет в помещении должен соответствовать типу продаваемого товара:
- Для «теплых» товаров, таких как золото, ковры, фрукты, хлебобулочные изделия нужен теплый свет с цветовой температурой (Тц) около 3000 К (градусов Кельвина). По СП 52.13330.2016 для торговых залов рекомендован диапазон 3500-5500 К при освещенности 300-500 лк. Такой свет создает ощущение уютной домашней атмосферы, что также актуально для магазинов мебели в спальную или детскую комнату.
- Товары, которые ассоциируются с холодом, лучше освещать холодными источниками света с температурой 4500-5000 К. Это касается замороженной продукции, бытовой техники, молока и молочных продуктов, спортивного инвентаря. Холодный свет настраивает людей на работу, поэтому он будет уместен в магазинах деловой одежды и аксессуаров, офисного оборудования и мебели.
Для акцентного освещения в основном используют направленный свет, для создания которого применяются:
- Встроенные и точечные светильники или прожекторы, монтируемые на пол, стены, потолок.
- Трековые системы в случае с бетонными потолками, в которые не могут быть встроены источники света.
- Светодиодные светильники, устанавливаемые в витринах. Они позволяют подчеркнуть особенности продаваемого товара и обратить на них внимание покупателя.
Светодиодные светильники считаются оптимальными, поскольку у них самая высокая светоотдача и длительный срок службы. В результате владелец торгового зала получает экономичную систему освещения, которая не требует много средств как на электроэнергию, так и на обслуживание. Кроме того, светодиодные светильники не испортят товар, поскольку они практически не выделяют тепло.
Дмитрий Петров