zakaz@k-so.ru
Москва,
Павелецкая набережная 2,
строение 4, БЦ Loft Ville
Производство и продажа светотехнической продукции и металлоконструкций
Москва,
Павелецкая набережная 2,
строение 4, БЦ Loft Ville
+7 (800) 333-79-69 пн – пт: с 9:00 до 18:00
zakaz@k-so.ru для ваших заявок

Правила и нормы освещения торгового центра

Эффективное освещение торговых центров для увеличения продаж

Качественное освещение в больших магазинах – одно из условий успешных продаж. При достаточном уровне освещенности клиент испытывает положительные эмоции, что позволяет увеличить время его пребывания в торговом помещении. Подобная избирательность неслучайна и напрямую связана с физиологическими особенностями. В осенне-зимний период в условиях недостатка света настроение человека ухудшается, а весной и летом – наоборот. Именно на этом принципе основана разработка схемы освещения в торговых залах.

Освещение торгового зала

Нормы освещения торгового зала

Искусственное освещение в торговых залах должно быть таким, чтобы покупатель в процессе выбора товара не испытывал дискомфорта. С этой целью на уровне законодательства были определены нормативные значения освещенности, которых нужно придерживаться. Они приведены в СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение», в Приложении К. Значения приводятся в люксах – единице измерения освещенности. Норма искусственного освещения в торговом зале магазина составляет:

  • 400-700 лк – в супермаркетах.
  • от 400 лк – в продовольственных магазинах с самообслуживанием.
  • от 300 лк – в магазинах без самообслуживания.
  • от 300 лк – в магазинах посуды, спорттоваров, мебели, машин, игрушек, стройматериалов и канцелярских товаров. Также эта норма применима для залов демонстрации новых товаров и примерочных кабин.
  • 300-500 лк – в помещениях касс.

Освещение стеллажей и касс, схемы

Особенности применения норм освещенности в разных магазинах

Перечисленные нормы приведены для небольших магазинов. В большинстве крупных торговых залов для комфорта покупателей поддерживают освещенность на уровне 1000-1500 лк. Хотя в отдельно стоящем магазине допускается и не очень высокая освещенность – около 700-800 лк. Здесь очень важно учитывать специфику магазина:

  • Магазины средней ценовой категории стараются выделиться с помощью света. Для этого делают акцентное освещение, которое ярче общего примерно на 500 лк.
  • В более элитных магазинах и бутиках общую освещенность снижают до 300-400 лк, а товары выделяют локально при помощи яркой подсветки.

С помощью световых акцентов можно направить покупателя в те зоны, которым они уделяют меньше внимания. Также подобный подход помогает выгодно представить клиентам новую коллекцию. Таким образом, с помощью игры света создается целый маршрут, по которому покупатель обойдет весь магазин.

Важное значение при разработке схемы освещения имеет тип продаваемых товаров и особенности самого помещения:

  • Если в магазине продаются меха, то освещенность должна быть высокой, поскольку меховые изделия имеют высокий уровень светопоглощения. Оптимальное значение – 1000 лк.
  • При слишком плотной расстановке товара все отражающие поверхности (стены) оказываются закрыты, поэтому подсветка тоже должна быть очень интенсивной.
  • Больше света требуют помещения с отделкой в темных тонах, а также залы, где продаются ковры, поскольку они поглощают часть светового потока.

Виды освещения в торговом зале

В каждом магазине должны быть тщательно продуманы 3 типа освещения:

  • Общее (объемное). У него чисто практическая функция – обеспечить в помещении хорошую видимость и поддерживать общий световой дизайн, в котором общее освещение служит своеобразным фоном.
  • Акцентирующее. Заключается в направлении светового потока на определенные зоны и товары с целью выделить их из общей массы.
  • Декоративное. Как и наружная архитектурная подсветка, служит для выделения некоторых элементов, например, названия или баннеров в магазине, которые могли бы привлечь проходящего мимо клиента. Такая подсветка не должна перетягивать внимание с акцентирующей.

В торговом помещении нужно осветить витрины, стойку продавца и кассира, стенды с товарами, а также примерочные.

Освещение в магазине одежды

Какие источники света использовать в торговых залах

Создавая освещение торгового центра, важно придерживаться одного принципа. Свет в помещении должен соответствовать типу продаваемого товара:

  • Для «теплых» товаров, таких как золото, ковры, фрукты, хлебобулочные изделия нужен теплый свет с цветовой температурой (Тц) около 3000 К (градусов Кельвина). По СП 52.13330.2016 для торговых залов рекомендован диапазон 3500-5500 К при освещенности 300-500 лк. Такой свет создает ощущение уютной домашней атмосферы, что также актуально для магазинов мебели в спальную или детскую комнату.
  • Товары, которые ассоциируются с холодом, лучше освещать холодными источниками света с температурой 4500-5000 К. Это касается замороженной продукции, бытовой техники, молока и молочных продуктов, спортивного инвентаря. Холодный свет настраивает людей на работу, поэтому он будет уместен в магазинах деловой одежды и аксессуаров, офисного оборудования и мебели.

Оттенки света

Для акцентного освещения в основном используют направленный свет, для создания которого применяются:

  • Встроенные и точечные светильники или прожекторы, монтируемые на пол, стены, потолок.
  • Трековые системы в случае с бетонными потолками, в которые не могут быть встроены источники света.
  • Светодиодные светильники, устанавливаемые в витринах. Они позволяют подчеркнуть особенности продаваемого товара и обратить на них внимание покупателя.

Светодиодные светильники считаются оптимальными, поскольку у них самая высокая светоотдача и длительный срок службы. В результате владелец торгового зала получает экономичную систему освещения, которая не требует много средств как на электроэнергию, так и на обслуживание. Кроме того, светодиодные светильники не испортят товар, поскольку они практически не выделяют тепло.

Дмитрий Петров

Другие новости

Возврат к списку
Складские остатки