Правила и особенности освещения портов
Отличительные черты освещения портов: правила и выбор светильников
Как на большинстве объектов, в морских портах необходимо обеспечить 3 типа освещения: рабочее, дежурное и охранное. Рабочее обладает наибольшей интенсивностью, поскольку используется в процессе выполнения грузовых работ. В остальное время порт переходит на дежурное освещение, а охранное обеспечивается только по периметру территории, вдоль охраняемых границ объекта.
Комплексное освещение портов вне зависимости от погодных условий обеспечивает безопасное передвижение пассажиров и персонала, а также выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Для этого необходимо организовать подсветку определенных зон:
- погрузочно-разгрузочных зон (нужно учитывать, что по правилам охраны труда для складов леса, штучных и навалочных грузов предусмотрена разная освещенность);
- причалов (пассажирских для посадки-высадки пассажиров, нефтеналивных для разгрузки-загрузки танкеров);
- железнодорожных участков и переездов, через которые полотно пересекают транспортные средства и пешеходы;
- мест работы весовщиков, таможенной и других специальных служб;
- складов, контейнерных терминалов, открытых и закрытых площадок для хранения и сортировки грузов;
- административных, технических и охранных помещений;
- периметра территории порта.
Для каждой функциональной зоны применяются свои нормы стандартов. Общая освещенность территории причалов должна быть на уровне 3-5 лк, а в месте выполнения погрузочно-разгрузочных работ — 10-25 лк. Конкретные требования представлены в CП З50.1З26000.2018, где изложены нормы технологического проектирования морских портов.
Как правильно подобрать светильники для портов
Выбор портовых светильников имеет несколько принципиальных моментов. Устанавливаемое оборудование должно быть рассчитано на применение в сложных метеорологических условиях. Это касается не только постоянного высокого риска контакта с водой, агрессивного влияния морской воды, перепадов температур и высокой влажности, но и серьезных ветровых нагрузок. Последние могут быть чрезвычайно высоки, особенно в пределах морского побережья. Перед установкой опор освещения стоит исследовать тип фундамента, поскольку он должен быть достаточно выносливым, чтобы удержать опорные конструкции и установленные на них светильники.
Светильники в порту должны не только обладать требуемой мощностью и обеспечивать равномерность освещения, но и иметь следующие эксплуатационные свойства:
- длительный срок службы, чтобы минимизировать затраты на замену светового оборудования;
- широкий диапазон рабочих температур (в среднем от –60 до +40 °C);
- устойчивость к скачкам напряжения;
- стойкость к микросекундным импульсам, вызываемым различными коммутационными процессами и атмосферными явлениями.
В портах целесообразно использовать светильники с оптической частью из боросиликатного стекла или поликарбоната. Их монтируют на мачты освещения высотой 20-50 м, устанавливаемые вне зоны погрузочно-разгрузочных работ, т. е. вне зоны действия крана. Дополнительно в портах могут использоваться переносные световые приборы. Их применяют помимо собственного освещения транспортных средств, на которых выполняют погрузочно-разгрузочные работы.
Если вам необходимо спроектировать освещение порта, обращайтесь в компанию «КСО-1». Мы занимаемся разработкой осветительных систем для разных объектов. Вы можете познакомиться с работами квалифицированных инженеров в нашем разделе готовых проектов. Мы берем на себя проектирование, подбор и поставку опор и светильников, а также их установку в соответствии с разработанной схемой. Для оформления заказа позвоните нам по контактному телефону или оставьте заявку в онлайн-форме на сайте.
Дмитрий Петров