Как правильно организовать освещение пассажирских железнодорожных платформ
Освещение железнодорожных платформ служит не только для создания особой атмосферы перрона и подчеркивания архитектурной конфигурации вокзала, но и для обеспечения безопасности работников, пассажиров и тех, кто их встречает или провожает. На перроне должны быть созданы комфортные условия для посадки/высадки людей в/из железнодорожных составов, перемещения пассажиров вдоль них, а также для ожидания прибытия поездов. Для этого важно обеспечить нужный уровень освещенности, правильно выбрать и расположить светильники, учтя особенности линейной протяженности платформ.
Основные правила организации освещения на ж/д платформах
Свет на пассажирских платформах должен быть равномерным (равномерность должна быть не менее 1:8) и приемлемым для человеческого глаза. Это нужно, чтобы пассажиры, выходящие из здания вокзала, легко адаптировались к уличному освещению. Нормативный уровень освещенности установлен на поверхности самой платформы и зависит от интенсивности пассажиропотока:
- не менее 10 лк — при интенсивном пассажиропотоке более 2 млн человек в год;
- не менее 5 лк — при среднем и малом пассажиропотоке от 0,7 до 2 млн и до 100 тыс. человек в год соответственно.
Контроль уровня освещения пассажирских платформ осуществляют в определенных контрольных точках, начиная от торцов. Точки располагаются по оси и у ближайшего к ж/д путям края платформы. Интервал в среднем составляет 5-15 м. Количество контрольных точек зависит от длины платформы:
- при 240-300 м — не менее 20 для основной и 15 для боковой;
- при 400-500 м — не менее 45 для основной и 30 для боковой.
Не менее важно обеспечить условия для различения цветов. Индекс цветопередачи должен быть не менее 75. Чтобы пассажирам было комфортно при нахождении на перроне и свет не оказывал на них угнетающего действия, необходимо контролировать степень пульсации.
Важные требования к светильникам для ж/д платформ
Для освещения платформ необходимы энергоэффективные светильники, которые не тратят много электроэнергии, но в то же время дают необходимый световой поток. Идеальными по этому критерию считаются светодиодные осветительные приборы, которые преобразуют в свет почти всю потребляемую энергию.
Для ж/д платформ LED-светильники удобны и тем, что нетребовательны в обслуживании и имеют долгий срок службы — до 100 тыс. часов. Это означает, что менять приборы освещения придется гораздо реже, чем при использовании обычных ламп. В результате снижаются затраты на обслуживание и замену светильников. В сочетании с уменьшенным энергопотреблением приборов это дает значительную экономию. К примеру, в ремонтно-локомотивном депо «РЖД», где компания «КСО-1» реализовывала проект освещения, удалось снизить потребление электричества системой освещения в 2 раза. При этом уровень освещенности на данном объекте был увеличен в 2 раза — со 100 до 200 лк.
Несмотря на длительный срок службы LED-светильников, при расчете освещенности все равно необходимо использовать коэффициент запаса, учитывающий снижение освещенности в результате оседания пыли. Для таких осветительных приборов рекомендовано значение 1,4. Поскольку они эксплуатируются на улице, должны иметь высокий уровень защиты от влаги и пыли. Рекомендуемый класс — IP65.
Кроме выбора светильников, важно уделить внимание их размещению. Чтобы свет не создавал помех машинистам и пассажирам, осветительные приборы нужно устанавливать на одиночных опорах на равном расстоянии друг от друга так, чтобы обеспечить небольшое пересечение световых полей от соседних ламп. Светильники направляют вертикально вниз под незначительным углом — так свет не будет оказывать слепящего действия на людей.
Вам нужно организовать освещение ж/д платформы или другого объекта? Обращайтесь в «КСО-1». У нас большой опыт в организации освещения парков, детских площадок, пешеходных зон, производственных предприятий, офисов и многих других объектов. Ждем ваших заявок по контактному номеру и в онлайн-форме на сайте.
Дмитрий Петров