Как организовать освещение трассы:
нормы, требования и советы

Трасса (автомагистраль или автострада) представляет собой относительно прямую, без резких поворотов дорогу. Чаще всего она скоростная, с полосами в несколько рядов и ограждением по сторонам движения. Еще одна особенность — отсутствие одноуровневого пересечения с другими дорогами, ж/д и трамвайными путями, пешеходными дорожками. Трассы в основном соединяют крупные административные центры. Такие дороги освещены на большей своей части или на всем протяжении. Ввиду характеристик автомагистралей их осветительная система имеет несколько особенностей.

Нормы освещенности автомобильных трасс

В соответствии с п. 4.1.2 ГОСТ Р 58 107.1−2018 то, как работает уличное освещение вдоль трассы, зависит от категории автодороги. С учетом этого устанавливают следующие параметры:
  • яркость дорожного покрытия — L, кд/м2;
  • общая равномерность яркости — U0 (показывает отношение величины минимальной яркости к средней);
  • допустимое приращение яркости — TI, % (отражает величину слепящего действия прямого света);
  • освещенность на уровне дорожного полотна — Eh, лк;
  • равномерность освещенности — Uh (соотношение минимальной и средней освещенности);
  • продольная равномерность яркости — U1 (отношение минимальной яркости к максимальной, которая определена по центральной оси полосы движения, где находится наблюдатель);
  • коэффициент периферийного освещения — SR (отношение средней освещенности на обочине к тому же показателю на полосе движения).
Чтобы определить перечисленные параметры освещения, необходимо точно установить категорию дороги. Это делается по другому документу — ГОСТ 33 382−2015. В соответствии с таблицей 1 п. 5.3 данного стандарта к трассам можно отнести 2 категории дорог:
  • IА — автомобильная магистраль;
  • IБ — скоростная дорога.
Согласно таблице, именно для этих дорог характерно наличие центральной разделительной полосы и пересечение с другими транспортными коммуникациями в разных уровнях. Поэтому под трассами обычно понимают именно автодороги IА и IБ. В соответствии с п. 4.1.2 ГОСТ Р 58 107.1−2018 для них установлены следующие нормы освещенности:

Какие опоры и светильники используют на трассах

Столбы освещения на трассе обычно имеют высоту не менее 8-10 м, а в местах развязок — 12 м. На особо крупных автомагистралях используют опоры высотой 15-30 м, причем до края проезжей части должно оставаться расстояние не менее 9 м. Важно, чтобы при использовании на развязках столбов высотой от 20 м максимальная сила света была направлена под углом от вертикали не более 65° с целью исключить слепящее действие.

Где используют мачты со стационарной короной

Точное расстояние между столбами освещения на трассе определяется в ходе расчетов. В среднем оно составляет 35−45 м. При расчетах в первую очередь учитывается высота опоры, поскольку от этого зависит площадь пятна светового потока на поверхности дороги. Столбы устанавливают так, чтобы расположенные рядом зоны подсветки пересекались. Так не образуются участки с недостаточным освещением и темные пятна. При этом важно определить оптимальное расстояние, поскольку столбы не должны стоять и слишком близко друг к другу, чтобы на дорожном покрытии не образовывались слишком яркие пятна, которые оказывают слепящее действие на водителей.

При подборе опор освещения на трассе также учитываются сейсмоактивность региона, климат местности, тип грунта. Важен и дизайн столбов, поскольку он должен сочетаться со стилем светильника. Для автомагистралей актуальны светодиодные приборы освещения, поскольку они выдерживают влияние неблагоприятных погодных факторов, долго служат, не требуя ремонта и замены, а также показывают высокую энергоэффективность.

Компания «КСО-1» предлагает свои услуги по организации освещения на трассе в соответствии со всеми требованиями. Мы делаем светотехнические расчеты, выбираем оптимальное осветительное оборудование, производим монтаж и обслуживание. Оставьте заявку по телефону или напишите нам в онлайн-чате, и мы подберем металлоконструкции и светильники за 1 час.
7 ошибок при выборе поставщика опор
Получите файл прямо сейчас
Дмитрий Петров
Остались вопросы?
задайте их нашему инженеру