Проектирование уличного освещения: этапы, нюансы и важные детали

Организация наружного освещения преследует разные цели: обеспечить безопасное передвижение людей и создать красивый облик города в темное время суток. Чтобы осветительная система выполняла возложенные на нее функции, необходимо не просто продумать все до мельчайших деталей, а разработать полноценный проект в соответствии с требованиями, стандартами и нормативами. В нем приводят анализ объекта и обоснование принятых решений, описывают выбор оборудования, его монтаж и обслуживание.

Как происходит проектирование уличного освещения? Какие этапы необходимо пройти и что важно учесть? Рассказываем обо всем подробнее.

Основные принципы проектирования наружного освещения

Ключевая задача проектирования осветительной системы – обеспечить условия, чтобы освещение соответствовало экологическим и светотехническим нормам. Не менее важно добиться рационального использования электроэнергии, безопасности и удобства эксплуатации всей системы. Для этого при проектировании учитывают:

  • Тип и особенности местности: рельеф, плотность застройки, наличие дорог и пешеходных зон.
  • Класс автомобильных дорог и улиц в соответствии с п. 3.1 ГОСТ Р 52398-2005: скоростная дорога, автомагистраль, дорога обычного типа (нескоростная).
  • Тип покрытий. Нормы освещенности различаются не только для разных классов дорог. Тип покрытия тоже имеет значение, поскольку от этого зависят его отражающие способности. К примеру, для асфальта и брусчатки установлены разные нормы.

В процессе разработки проекта необходимо правильно определить тип территории, чтобы выбрать соответствующие нормы освещенности. Для их соблюдения производят светотехнический расчет, позволяющий выбрать подходящие опоры освещения и место их установки, а также светильники и высоту их размещения.

Определение нормативов освещенности для объектов

Первый этап работы над проектом уличного освещения – обследование объекта. Необходимо установить, к какой категории он принадлежит: отдельное здание, городская дорога, парк, жилой двор, микрорайон. Важны все особенности территории: переходы, линии движения электротранспорта, места посадки-высадки пассажиров, расположение других объектов инфраструктуры. От этого зависит режим работы освещения, поскольку в местах нахождения пешеходов светильники должны работать всю ночь.

Основным регламентирующим документом здесь выступает ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное». В нем представлены классы объектов по освещению и соответствующие им нормативы освещенности.

Дополнительно можно пользоваться СП 52.13330.2016, где тоже содержатся нормы для этой отрасли. К примеру, согласно 7.5.7.1 освещенность витрин магазинов определяется на высоте 1,5 м от тротуара. В зависимости от категории улицы (А, Б, В) значение будет составлять 300, 200 или 100 лк. Дополнением к основному освещению витрины используется акцентное, составляющее от него не более 20%.

Определить категорию и установить нормы освещенности, которые ему соответствуют, – по такому принципу действуют в отношении каждого объекта.

Основные этапы проектирования наружного освещения

После обследования территории и установления нормативов приступают к разработке проекта наружного освещения улицы. Основные этапы здесь следующие:

  • Выбор опор освещения и светильников. Подбор схемы их размещения на объекте. К примеру, для организации не только освещения, но и контактной сети электротранспорта потребуются специальные опоры, называемые силовыми, такие как СП и ОС. А чтобы дополнительно установить на столбе светофор, нужно выбирать СОД-Г или СОД-П (все зависит от категории дорог).
  • Выполнение светотехнического расчета с определением светового потока и яркости ламп. Это нужно для проверки, что выбранные конструкции и оборудование обеспечат нужный уровень освещенности. Если при расчете установлено, что необходимое значение не достигнуто, проект корректируют, заменяя те или иные конструкции или меняя место их расположения.
  • Выбор способов подключения и управления оборудованием.
  • Составление схемы прокладки кабельных линий.
По окончании проектирования наружного освещения улиц формируется пакет проектной документации, состоящий из текстовой и графической частей. Все это необходимо согласовать с надзорными органами: организацией, ответственной за электрификацию города, учредителями построек и станции, к которой подключена линия, владельцами подземных объектов, вблизи которых монтируются опоры.

Иногда в ходе согласования могут потребоваться дополнительные документы вроде схемы наиболее проблемного участка или внесение некоторых изменений в соответствии со вновь появившимися условиями. Последнее часто касается ситуаций, когда используется типовой проект уличного освещения. Его приходится корректировать под конкретную местность. В «КСО-1» вы можете обратиться как за созданием нового, так и за изменением типового проекта освещения. У нас большой опыт в этой сфере, и мы сможем найти рациональное и экономичное решение.
7 ошибок при выборе поставщика опор
Получите файл прямо сейчас
Остались вопросы?
задайте их нашему инженеру
Мы поможем подобрать Вам правильное решение!
Телефон для связи
Отправляя сведения через электронную форму, вы даёте согласие на сбор, обработку и хранение персональных данных на условиях Политики конфиденциальности