Разработка проекта уличного освещения: этапы и нюансы
Проектирование уличного освещения: этапы, нюансы и важные детали
Организация наружного освещения преследует разные цели: обеспечить безопасное передвижение людей и создать красивый облик города в темное время суток. Чтобы осветительная система выполняла возложенные на нее функции, необходимо не просто продумать все до мельчайших деталей, а разработать полноценный проект в соответствии с требованиями, стандартами и нормативами. В нем приводят анализ объекта и обоснование принятых решений, описывают выбор оборудования, его монтаж и обслуживание.
Как происходит проектирование уличного освещения? Какие этапы необходимо пройти и что важно учесть? Рассказываем обо всем подробнее.
Основные принципы проектирования наружного освещения
Ключевая задача проектирования осветительной системы – обеспечить условия, чтобы освещение соответствовало экологическим и светотехническим нормам. Не менее важно добиться рационального использования электроэнергии, безопасности и удобства эксплуатации всей системы. Для этого при проектировании учитывают:
- Тип и особенности местности: рельеф, плотность застройки, наличие дорог и пешеходных зон.
- Класс автомобильных дорог и улиц в соответствии с п. 3.1 ГОСТ Р 52398-2005: скоростная дорога, автомагистраль, дорога обычного типа (не скоростная).
- Тип покрытий. Нормы освещенности различаются не только для разных классов дорог. Тип покрытия тоже имеет значение, поскольку от этого зависят его отражающие способности. К примеру, для асфальта и брусчатки установлены разные нормы.
В процессе разработки проекта необходимо правильно определить тип территории, чтобы выбрать соответствующие нормы освещенности. Для их соблюдения производят светотехнический расчет, позволяющий выбрать подходящие опоры освещения и место их установки, а также светильники и высоту их размещения.
Определение нормативов освещенности для объектов
Первый этап работы над проектом уличного освещения – обследование объекта. Необходимо установить, к какой категории он принадлежит: отдельное здание, городская дорога, парк, жилой двор, микрорайон. Важны все особенности территории: переходы, линии движения электротранспорта, места посадки-высадки пассажиров, расположение других объектов инфраструктуры. От этого зависит режим работы освещения, поскольку в местах нахождения пешеходов светильники должны работать всю ночь.
Основным регламентирующим документом здесь выступает ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное». В нем представлены классы объектов по освещению и соответствующие им нормативы освещенности.
Дополнительно можно пользоваться СП 52.13330.2016, где тоже содержатся нормы для этой отрасли. К примеру, согласно 7.5.7.1 освещенность витрин магазинов определяется на высоте 1,5 м от тротуара. В зависимости от категории улицы (А, Б, В) значение будет составлять 300, 200 или 100 лк. Дополнением к основному освещению витрины используется акцентное, составляющее от него не более 20%.
Определить категорию и установить нормы освещенности, которые ему соответствуют, – по такому принципу действуют в отношении каждого объекта.
Основные этапы проектирования наружного освещения
После обследования территории и установления нормативов приступают к разработке проекта наружного освещения улицы. Основные этапы здесь следующие:
- Выбор опор освещения и светильников. Подбор схемы их размещения на объекте. К примеру, для организации не только освещения, но и контактной сети электротранспорта потребуются специальные опоры, называемые силовыми, такие как СП и ОС. А чтобы дополнительно установить на столбе светофор, нужно выбирать СОД-Г или СОД-П (все зависит от категории дорог).
- Выполнение светотехнического расчета с определением светового потока и яркости ламп. Это нужно для проверки, что выбранные конструкции и оборудование обеспечат нужный уровень освещенности. Если при расчете установлено, что необходимое значение не достигнуто, проект корректируют, заменяя те или иные конструкции или меняя место их расположения.
- Выбор способов подключения и управления оборудованием.
- Составление схемы прокладки кабельных линий.
По окончании проектирования наружного освещения улиц формируется пакет проектной документации, состоящий из текстовой и графической частей. Все это необходимо согласовать с надзорными органами: организацией, ответственной за электрификацию города, учредителями построек и станции, к которой подключена линия, владельцами подземных объектов, вблизи которых монтируются опоры.
Иногда в ходе согласования могут потребоваться дополнительные документы вроде схемы наиболее проблемного участка или внесение некоторых изменений в соответствии со вновь появившимися условиями. Последнее часто касается ситуаций, когда используется типовой проект уличного освещения. Его приходится корректировать под конкретную местность. В «КСО-1» вы можете обратиться как за созданием нового, так и за изменением типового проекта освещения. У нас большой опыт в этой сфере, и мы сможем найти рациональное и экономичное решение.
Дмитрий Петров