Специфика освещения в зонах с повышенной влажностью: причалы, доки, набережные
Освещение в зонах с повышенной влажностью должно выполнять свои функции круглый год, независимо от погодных условий. Особое внимание уделяется влагонепроницаемости осветительных приборов и возможности их использования в морозы. Этим требованиям отвечает уличное освещение, спроектированной с использованием LED-ламп, рассчитанных на эксплуатацию в сложных метеорологических условиях. Расскажем подробнее о том, какие LED-светильники требуются для порта, причала, дока и набережной.
Принципы освещения набережных
Подсветка набережной выполняет две ключевые функции: создание безопасной зоны для прогулок и декоративное оформление пространства. От привлекательности береговой линии зависит развитие туристического бизнеса. Концепция освещения разрабатывается с учётом инфраструктуры.
Уличное освещение набережной должно быть достаточно ярким и равномерным, чтобы пешеходы могли с комфортом передвигаться и хорошо различали все объекты. Важно исключить неосвещённые участки и обеспечить непрерывную работу светотехники при любых погодных условиях. Грамотная организация освещения учитывает несколько аспектов:

- Финансовая выгода. Однократные вложения в перспективе окупаются за счёт энергоэффективности и безотказной работы светильников.
- Декоративность. Люди охотнее посещают развлекательные заведения, которые хорошо освещены и привлекательно выглядят.
- Безопасность. Исключение плохо освещённых зон снижает уровень преступности, уменьшает риск падений.
Светодиодные светильники соответствуют по всем параметрам. У нас в каталоге можно выбрать наружные осветительные приборы разной мощности, световой температуры и степени защиты.
Освещение доков и причалов
Освещение доков должно обеспечивать безопасность и производительность выполняемых работ. Характеристики и качество используемых светильников влияют на уровень травматизма, удобство и скорость выполнения работы. Искусственное освещение можно разделить на три типа:
- Наружное. Открытые площадки освещаются светильниками, при этом монтаж светотехнического оборудования производится с использованием высоких опор или мачт. Высота может достигать 50 м, что позволяет освещать большую площадь, задействуя небольшое количество конструкций.
- Освещение транспорта. Погрузочно-разгрузочные работы необходимо проводить в условиях хорошей видимости. Помимо стационарных осветительных установок, используются мобильные.
- Внутреннее. Светильники, расположенные на закрытой территории, должны быть пылезащищёнными, а при необходимости — и взрывозащищёнными.

Причал имеет несколько функциональных зон с разными требованиями к яркости. По всей территории достаточно освещённости не менее 3-5 лк, а на участке, где выполняются погрузочно-разгрузочные работы, требуется не менее 10-25 лк, в зависимости от функциональной зоны и времени суток.
Светильники, предназначенные для освещения морского причала или дока, должны иметь покрытие, стойкое к морской среде. В воде, кроме соли, содержатся различные соединения, поэтому оборудование без специального покрытия быстро выйдет из строя, что может обернуться авариями и травмами. В таких условиях долговечность светильников обеспечивается за счёт нержавеющей стали или специального полимерного покрытия.
Светильники для освещения морских и речных объектов
Общие нормы и правила организации систем освещения портовых объектов содержатся в CП З50.1З26000.2018. Дополнительно уровень освещённости и яркости регламентируется законодательством об охране труда. Также при проектировании систем освещения учитываются положения Приказа Минтранса РФ №2 от 9 января 1996 года (Приложение 4).
Оборудование для питания подбирают с учётом требований безопасности и долговечности. Осветительные приборы, расположенные близко к воде, должны водонепроницаемыми, то есть иметь уровень влагозащищённости не ниже IP65. Что означают разные классы пыле- и влагозащиты:
- IP65. Защита от пыли, водяных брызг и струй.
- IP66. Устойчивость к мощным струям воды и волнам со всех сторон.
- IP67. Водонепроницаемость в течение 30 минут при погружении в воду до 1 м. Такие светильники есть у нас в продаже.
- IP68. Водонепроницаемость в течение длительного времени при погружении глубже, чем на 1 м. Глубина указывается изготовителем.

Если условия эксплуатации предполагают контакт с солёной водой, туманом, брызгами, волнами и хотя бы кратковременное погружение, рекомендуется использовать влагозащищенные светильники со степенью защиты не менее IP67. Это позволяет исключить короткие замыкания, коррозию и другие проблемы, обусловленные контактом с водой.
Особенности проектирования освещения береговых сооружений
Разработка схемы расположения источников искусственного света производится с учётом нормативных актов и исходя из режима работы. Если док или причал функционирует круглосуточно, вся площадь должна быть оснащена светильниками. Днём, когда достаточно естественного света, подсветку задействуют по необходимости. В вечернее и ночное время уровень освещённости не должен быть менее 30 лм.
Эксплуатационные свойства промышленных светильников:
- достаточная яркость, обеспечивающая безопасное передвижение людей и перемещение грузов;
- необходимая мощность и равномерность;
- долговечность с учётом гарантийных сроков по проекту;
- коррозионная стойкость;
- способность выдерживать перепады напряжения;
- диапазон рабочих температур — от -60 до +40 °C.
Направленные потоки света создаются основными и дополнительными источниками. Независимо от погодных условий, должны быть освещены следующие зоны и объекты:
- проезды, проходы, площадки;
- административные и вспомогательные здания;
- эстакады, территория для штучного и навалочного груза;
- места посадки и высадки людей;
- территории хранения гружёных контейнеров;
- склады и сортировочные участки.
Кроме рабочего освещения, присутствует дежурное и охранное. Дежурное включается, когда объект не функционирует, для обеспечения минимальной видимости. Охранное устанавливается по периметру, его задача — предотвратить несанкционированное проникновение на объект. Во всех случаях используются влаго- и пылезащищённые лампы.
Освещение морских и речных портовых сооружений, включая доки и причалы, проектируется с учётом конкретных потребностей объекта. Инженеры проводят множество расчётов, цель которых — соблюсти регламенты, обеспечить безопасность. бесперебойность освещения и возможность работы объекта в заданном режиме.