Архитектурное освещение зданий: основные задачи и приемы
- 1883 год. С помощью светильников впервые иллюминированы Кремль и колокольня Ивана Великого.
- 20-е годы XX века. В Нью-Йорке впервые появляется понятие «архитектурное освещение».
- 1969 год. Создается ILAD – Международная ассоциация дизайнеров освещения.
Сегодня наружное освещение выступает неотъемлемой частью облика городской среды и признаком ее благоустройства. По характеру архитектурного освещения зданий можно судить о культурных, исторических и социальных ценностях. В связи с этим у него есть определенные задачи и приемы. Часто их отражают в специальных документах. К примеру, у г. Москвы есть Постановление о концепции единой цветовой среды, в котором приводятся все требования и особенности освещения городских улиц и зданий.
Задачи архитектурного освещения зданий
Основное назначение архитектурной подсветки – достичь эстетического эффекта. За счет него здания приобретают индивидуальность, поскольку в темное время суток свет делает акценты на их архитектурных особенностях. Подсветка может как подчеркнуть отдельные элементы, так и создать общее заливающее бестеневое освещение. Эстетика особенно важна для торговых объектов, поскольку освещение должно привлекать потребителей.
Другие задачи архитектурного освещения:
- Сделать городскую среду безопасной для людей. Здесь подсветка выполняет очень много функций. Среди них опознавательная, ориентирующая и охранная. Свет выделяет входную группу, окна, балконы и ниши, а при необходимости наоборот оставляет их в тени.
- Подчеркнуть назначение здания. Частные и общественные объекты подсвечиваются по-разному. Разница в подсветке присутствует и у зданий коммерческого и государственного назначения. Особое внимание уделяется освещению архитектурных памятников.
Существующие виды архитектурной подсветки
Конкретные приемы подсветки выбирают в зависимости от цели. Это может быть задача:
- преобразить здание;
- создать для него совершенно иной образ в ночное время;
- максимально сохранить и передать архитектуру в том виде, в котором она представлена при дневном свете.
Не менее важно учитывать исторические и архитектурные особенности здания, его функциональность и территориальное расположение в городской среде. В зависимости от этого могут быть использованы разные виды архитектурной подсветки:
- общее заливающее освещение;
- локальное;
- контурное;
- художественное.
При равномерном заливающем освещении соотношение максимальной освещенности к минимальной должно составлять не более 3:1, а на многоцветных и рельефных фасадах – не более 5:1. При этом максимальная освещенность должна быть на основных композиционно-пластических элементах.
Еще существует силуэтное освещение, которое иногда называют фоновым. Его цель – подчеркнуть очертания здания. Для этого на заднем фасаде сооружения устанавливают яркие светодиодные прожекторы. Чаще всего к такому приему прибегают при освещении архитектурных памятников.
Как временное решение для праздников или рекламных кампаний может применяться световая живопись – иллюминация, в ходе которой на фасаде создают динамические или неподвижные сооружения. Она также актуальна для различных фестивалей и спортивных событий. В динамической подсветке меняются ход и направление лучей, их яркость и цвет. Самыми функциональным для организации такого освещения считаются светодиодные светильники. Среди них существуют модели RGB – многоцветные, меняющие цвет и яркость согласно заложенным сценариям.
Приемы архитектурной подсветки
Разные элементы фасада при проектировании светового дизайна могут быть подсвечены по-разному:
- Портики, колонны, наличники окон, барельефы выделяют вертикально направленным светом.
- В простенках между колоннами устанавливают прожекторы, которые направляют как вверх, так и вниз.
- Для зданий современной архитектуры часто используют светильники, способные направлять лучи сразу в 4 стороны, что создает на фасаде «световой крест». Многие производители осветительных приборов вводят в свой ассортимент такие модели, что говорит о высоком спросе на них.
- Объемные монументы, малые архитектурные формы и памятники рекомендуют подсвечивать с нескольких сторон, поскольку они имеют многосторонний обзор.
- Яркость доминантных объектов, которые обозреваются с расстояния 300 м, допускается увеличивать на 50%. Если же объект находится в окружении неосвещенного пространства, то яркость допускается снижать на 50%.
- Еще в архитектуре фасада обычно подчеркивают горизонтальные линии: верхний горизонт или линию, отделяющую цоколь от верхних этажей.
В целях экономии в систему освещения могут встраиваться датчики освещенности, которые включают свет при наступлении темноты, и датчики присутствия, включающие определенные светильники при появлении человека в их зоне освещения.
Применение датчиков и светодиодных светильников соответствует современным тенденциям зеленого строительства, которое в первую очередь направлено на энергоэффективность. Один из ее принципов заключается в том, чтобы как можно большая часть света достигала своей цели. И этому принципу опять же соответствуют LED-светильники, которые обладают максимальной светоотдачей. Почти всю получаемую электроэнергию они преобразуют в световой поток. Кроме того, светодиодные светильники позволяют сделать освещение как функциональным, так и декоративным, что и требуется в архитектурной подсветке.
" ["~DETAIL_TEXT"]=> string(12224) "Наружное освещение – не просто способ увеличить видимость в ночное время суток. Оно прошло путь развития от функционально значимого до декоративно-художественной составляющей города. В этом пути можно выделить несколько ключевых событий:
- 1883 год. С помощью светильников впервые иллюминированы Кремль и колокольня Ивана Великого.
- 20-е годы XX века. В Нью-Йорке впервые появляется понятие «архитектурное освещение».
- 1969 год. Создается ILAD – Международная ассоциация дизайнеров освещения.
Сегодня наружное освещение выступает неотъемлемой частью облика городской среды и признаком ее благоустройства. По характеру архитектурного освещения зданий можно судить о культурных, исторических и социальных ценностях. В связи с этим у него есть определенные задачи и приемы. Часто их отражают в специальных документах. К примеру, у г. Москвы есть Постановление о концепции единой цветовой среды, в котором приводятся все требования и особенности освещения городских улиц и зданий.
Задачи архитектурного освещения зданий
Основное назначение архитектурной подсветки – достичь эстетического эффекта. За счет него здания приобретают индивидуальность, поскольку в темное время суток свет делает акценты на их архитектурных особенностях. Подсветка может как подчеркнуть отдельные элементы, так и создать общее заливающее бестеневое освещение. Эстетика особенно важна для торговых объектов, поскольку освещение должно привлекать потребителей.
Другие задачи архитектурного освещения:
- Сделать городскую среду безопасной для людей. Здесь подсветка выполняет очень много функций. Среди них опознавательная, ориентирующая и охранная. Свет выделяет входную группу, окна, балконы и ниши, а при необходимости наоборот оставляет их в тени.
- Подчеркнуть назначение здания. Частные и общественные объекты подсвечиваются по-разному. Разница в подсветке присутствует и у зданий коммерческого и государственного назначения. Особое внимание уделяется освещению архитектурных памятников.
Существующие виды архитектурной подсветки
Конкретные приемы подсветки выбирают в зависимости от цели. Это может быть задача:
- преобразить здание;
- создать для него совершенно иной образ в ночное время;
- максимально сохранить и передать архитектуру в том виде, в котором она представлена при дневном свете.
Не менее важно учитывать исторические и архитектурные особенности здания, его функциональность и территориальное расположение в городской среде. В зависимости от этого могут быть использованы разные виды архитектурной подсветки:
- общее заливающее освещение;
- локальное;
- контурное;
- художественное.
При равномерном заливающем освещении соотношение максимальной освещенности к минимальной должно составлять не более 3:1, а на многоцветных и рельефных фасадах – не более 5:1. При этом максимальная освещенность должна быть на основных композиционно-пластических элементах.
Еще существует силуэтное освещение, которое иногда называют фоновым. Его цель – подчеркнуть очертания здания. Для этого на заднем фасаде сооружения устанавливают яркие светодиодные прожекторы. Чаще всего к такому приему прибегают при освещении архитектурных памятников.
Как временное решение для праздников или рекламных кампаний может применяться световая живопись – иллюминация, в ходе которой на фасаде создают динамические или неподвижные сооружения. Она также актуальна для различных фестивалей и спортивных событий. В динамической подсветке меняются ход и направление лучей, их яркость и цвет. Самыми функциональным для организации такого освещения считаются светодиодные светильники. Среди них существуют модели RGB – многоцветные, меняющие цвет и яркость согласно заложенным сценариям.
Приемы архитектурной подсветки
Разные элементы фасада при проектировании светового дизайна могут быть подсвечены по-разному:
- Портики, колонны, наличники окон, барельефы выделяют вертикально направленным светом.
- В простенках между колоннами устанавливают прожекторы, которые направляют как вверх, так и вниз.
- Для зданий современной архитектуры часто используют светильники, способные направлять лучи сразу в 4 стороны, что создает на фасаде «световой крест». Многие производители осветительных приборов вводят в свой ассортимент такие модели, что говорит о высоком спросе на них.
- Объемные монументы, малые архитектурные формы и памятники рекомендуют подсвечивать с нескольких сторон, поскольку они имеют многосторонний обзор.
- Яркость доминантных объектов, которые обозреваются с расстояния 300 м, допускается увеличивать на 50%. Если же объект находится в окружении неосвещенного пространства, то яркость допускается снижать на 50%.
- Еще в архитектуре фасада обычно подчеркивают горизонтальные линии: верхний горизонт или линию, отделяющую цоколь от верхних этажей.
В целях экономии в систему освещения могут встраиваться датчики освещенности, которые включают свет при наступлении темноты, и датчики присутствия, включающие определенные светильники при появлении человека в их зоне освещения.
Применение датчиков и светодиодных светильников соответствует современным тенденциям зеленого строительства, которое в первую очередь направлено на энергоэффективность. Один из ее принципов заключается в том, чтобы как можно большая часть света достигала своей цели. И этому принципу опять же соответствуют LED-светильники, которые обладают максимальной светоотдачей. Почти всю получаемую электроэнергию они преобразуют в световой поток. Кроме того, светодиодные светильники позволяют сделать освещение как функциональным, так и декоративным, что и требуется в архитектурной подсветке.
" ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["~DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["~PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["DETAIL_PICTURE"]=> bool(false) ["~DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["ACTIVE_FROM"]=> NULL ["~ACTIVE_FROM"]=> NULL ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(78) "/blog/arhitekturnaya-podsvetka-novyj-vzglyad-na-naruzhnoe-osveshchenie-zdanij/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(78) "/blog/arhitekturnaya-podsvetka-novyj-vzglyad-na-naruzhnoe-osveshchenie-zdanij/" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(71) "arhitekturnaya-podsvetka-novyj-vzglyad-na-naruzhnoe-osveshchenie-zdanij" ["~CODE"]=> string(71) "arhitekturnaya-podsvetka-novyj-vzglyad-na-naruzhnoe-osveshchenie-zdanij" ["EXTERNAL_ID"]=> string(5) "22081" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(5) "22081" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["LID"]=> string(2) "s2" ["~LID"]=> string(2) "s2" ["NAV_RESULT"]=> bool(false) ["DISPLAY_ACTIVE_FROM"]=> string(0) "" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(8) { ["SECTION_META_TITLE"]=> string(105) "Архитектурное освещение зданий: основные задачи и приемы" ["SECTION_META_KEYWORDS"]=> string(105) "Архитектурное освещение зданий: основные задачи и приемы" ["SECTION_META_DESCRIPTION"]=> string(105) "Архитектурное освещение зданий: основные задачи и приемы" ["SECTION_PAGE_TITLE"]=> string(105) "Архитектурное освещение зданий: основные задачи и приемы" ["ELEMENT_META_KEYWORDS"]=> string(105) "Архитектурное освещение зданий: основные задачи и приемы" ["ELEMENT_PAGE_TITLE"]=> string(105) "Архитектурное освещение зданий: основные задачи и приемы" ["ELEMENT_META_TITLE"]=> string(106) "Основные приемы и задачи архитектурного освещения зданий" ["ELEMENT_META_DESCRIPTION"]=> string(256) "О развитии и последних тенденциях в архитектурном освещении зданий. Его основные задачи и приемы, разновидности и особенности организации." } ["FIELDS"]=> array(4) { ["TAGS"]=> string(0) "" ["DATE_ACTIVE_FROM"]=> NULL ["SHOW_COUNTER"]=> string(4) "2441" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "27.08.2024 11:06:10" } ["PROPERTIES"]=> array(1) { ["GALLERY"]=> &array(36) { ["ID"]=> string(3) "441" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2022-12-21 15:12:28" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "82" ["NAME"]=> string(14) "Галерея" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(7) "GALLERY" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "F" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> string(2) "92" ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> bool(false) ["VALUE"]=> bool(false) ["DESCRIPTION"]=> bool(false) ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> bool(false) ["~DESCRIPTION"]=> bool(false) ["~NAME"]=> string(14) "Галерея" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } } ["DISPLAY_PROPERTIES"]=> array(0) { } ["IBLOCK"]=> array(92) { ["ID"]=> string(2) "82" ["~ID"]=> string(2) "82" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "24.07.2023 12:03:51" ["~TIMESTAMP_X"]=> string(19) "24.07.2023 12:03:51" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["LID"]=> string(2) "s2" ["~LID"]=> string(2) "s2" ["CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["API_CODE"]=> NULL ["~API_CODE"]=> NULL ["REST_ON"]=> string(1) "N" ["~REST_ON"]=> string(1) "N" ["NAME"]=> string(8) "Блог" ["~NAME"]=> string(8) "Блог" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(46) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(46) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/" ["SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["~SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(30) "https://blog/vbf_incorp2_blog/" ["~CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(30) "https://blog/vbf_incorp2_blog/" ["PICTURE"]=> NULL ["~PICTURE"]=> NULL ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["~DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["~RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["~RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["~RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~XML_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["TMP_ID"]=> string(32) "7c60814fc0efb85931d70d4bb87f9479" ["~TMP_ID"]=> string(32) "7c60814fc0efb85931d70d4bb87f9479" ["INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["~WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["BIZPROC"]=> string(1) "N" ["~BIZPROC"]=> string(1) "N" ["SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["~SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["LIST_MODE"]=> string(0) "" ["~LIST_MODE"]=> string(0) "" ["RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["~RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "Y" ["~SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "Y" ["PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["~PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["~VERSION"]=> string(1) "1" ["LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["~LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["~SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["~SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["~SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["ELEMENTS_NAME"]=> string(12) "Статьи" ["~ELEMENTS_NAME"]=> string(12) "Статьи" ["ELEMENT_NAME"]=> string(12) "Статья" ["~ELEMENT_NAME"]=> string(12) "Статья" ["EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["SERVER_NAME"]=> string(0) "" ["~SERVER_NAME"]=> string(0) "" } ["SECTION"]=> array(1) { ["PATH"]=> array(0) { } } ["SECTION_URL"]=> string(0) "" ["META_TAGS"]=> array(5) { ["TITLE"]=> string(105) "Архитектурное освещение зданий: основные задачи и приемы" ["ELEMENT_CHAIN"]=> string(105) "Архитектурное освещение зданий: основные задачи и приемы" ["BROWSER_TITLE"]=> string(106) "Основные приемы и задачи архитектурного освещения зданий" ["KEYWORDS"]=> string(105) "Архитектурное освещение зданий: основные задачи и приемы" ["DESCRIPTION"]=> string(256) "О развитии и последних тенденциях в архитектурном освещении зданий. Его основные задачи и приемы, разновидности и особенности организации." } }Наружное освещение – не просто способ увеличить видимость в ночное время суток. Оно прошло путь развития от функционально значимого до декоративно-художественной составляющей города. В этом пути можно выделить несколько ключевых событий:
- 1883 год. С помощью светильников впервые иллюминированы Кремль и колокольня Ивана Великого.
- 20-е годы XX века. В Нью-Йорке впервые появляется понятие «архитектурное освещение».
- 1969 год. Создается ILAD – Международная ассоциация дизайнеров освещения.
Сегодня наружное освещение выступает неотъемлемой частью облика городской среды и признаком ее благоустройства. По характеру архитектурного освещения зданий можно судить о культурных, исторических и социальных ценностях. В связи с этим у него есть определенные задачи и приемы. Часто их отражают в специальных документах. К примеру, у г. Москвы есть Постановление о концепции единой цветовой среды, в котором приводятся все требования и особенности освещения городских улиц и зданий.
Задачи архитектурного освещения зданий
Основное назначение архитектурной подсветки – достичь эстетического эффекта. За счет него здания приобретают индивидуальность, поскольку в темное время суток свет делает акценты на их архитектурных особенностях. Подсветка может как подчеркнуть отдельные элементы, так и создать общее заливающее бестеневое освещение. Эстетика особенно важна для торговых объектов, поскольку освещение должно привлекать потребителей.
Другие задачи архитектурного освещения:
- Сделать городскую среду безопасной для людей. Здесь подсветка выполняет очень много функций. Среди них опознавательная, ориентирующая и охранная. Свет выделяет входную группу, окна, балконы и ниши, а при необходимости наоборот оставляет их в тени.
- Подчеркнуть назначение здания. Частные и общественные объекты подсвечиваются по-разному. Разница в подсветке присутствует и у зданий коммерческого и государственного назначения. Особое внимание уделяется освещению архитектурных памятников.
Существующие виды архитектурной подсветки
Конкретные приемы подсветки выбирают в зависимости от цели. Это может быть задача:
- преобразить здание;
- создать для него совершенно иной образ в ночное время;
- максимально сохранить и передать архитектуру в том виде, в котором она представлена при дневном свете.
Не менее важно учитывать исторические и архитектурные особенности здания, его функциональность и территориальное расположение в городской среде. В зависимости от этого могут быть использованы разные виды архитектурной подсветки:
- общее заливающее освещение;
- локальное;
- контурное;
- художественное.
При равномерном заливающем освещении соотношение максимальной освещенности к минимальной должно составлять не более 3:1, а на многоцветных и рельефных фасадах – не более 5:1. При этом максимальная освещенность должна быть на основных композиционно-пластических элементах.
Еще существует силуэтное освещение, которое иногда называют фоновым. Его цель – подчеркнуть очертания здания. Для этого на заднем фасаде сооружения устанавливают яркие светодиодные прожекторы. Чаще всего к такому приему прибегают при освещении архитектурных памятников.
Как временное решение для праздников или рекламных кампаний может применяться световая живопись – иллюминация, в ходе которой на фасаде создают динамические или неподвижные сооружения. Она также актуальна для различных фестивалей и спортивных событий. В динамической подсветке меняются ход и направление лучей, их яркость и цвет. Самыми функциональным для организации такого освещения считаются светодиодные светильники. Среди них существуют модели RGB – многоцветные, меняющие цвет и яркость согласно заложенным сценариям.
Приемы архитектурной подсветки
Разные элементы фасада при проектировании светового дизайна могут быть подсвечены по-разному:
- Портики, колонны, наличники окон, барельефы выделяют вертикально направленным светом.
- В простенках между колоннами устанавливают прожекторы, которые направляют как вверх, так и вниз.
- Для зданий современной архитектуры часто используют светильники, способные направлять лучи сразу в 4 стороны, что создает на фасаде «световой крест». Многие производители осветительных приборов вводят в свой ассортимент такие модели, что говорит о высоком спросе на них.
- Объемные монументы, малые архитектурные формы и памятники рекомендуют подсвечивать с нескольких сторон, поскольку они имеют многосторонний обзор.
- Яркость доминантных объектов, которые обозреваются с расстояния 300 м, допускается увеличивать на 50%. Если же объект находится в окружении неосвещенного пространства, то яркость допускается снижать на 50%.
- Еще в архитектуре фасада обычно подчеркивают горизонтальные линии: верхний горизонт или линию, отделяющую цоколь от верхних этажей.
В целях экономии в систему освещения могут встраиваться датчики освещенности, которые включают свет при наступлении темноты, и датчики присутствия, включающие определенные светильники при появлении человека в их зоне освещения.
Применение датчиков и светодиодных светильников соответствует современным тенденциям зеленого строительства, которое в первую очередь направлено на энергоэффективность. Один из ее принципов заключается в том, чтобы как можно большая часть света достигала своей цели. И этому принципу опять же соответствуют LED-светильники, которые обладают максимальной светоотдачей. Почти всю получаемую электроэнергию они преобразуют в световой поток. Кроме того, светодиодные светильники позволяют сделать освещение как функциональным, так и декоративным, что и требуется в архитектурной подсветке.