Освещение в супермаркете: нормы, требования, советы
Каким должно быть освещение в супермаркете
Супермаркетом называют крупный универсам, в котором продаются почти все необходимые для человека товары: продукты питания, напитки и предметы домашнего хозяйства (порошки, предметы гигиены, товары для животных, книги, автомобильные товары и пр.). Это основное отличие супермаркетов от обычных магазинов – в них освещение должно выгодно представлять товары разных категорий.
Роль освещения в маркетинге уже давно доказана. Оно стало важнейшим инструментом визуального мерчендайзинга, необходимого для повышения продаж.
Основные требования к освещению в супермаркете
Согласно ГОСТ Р 51303-2013, супермаркет (универсам) – это магазин с торговым залом площадью от 400 м2, где продают продовольственные и непродовольственные товары, пользующиеся повседневным спросом. Работа в супермаркетах осуществляется по методу самообслуживания.
В соответствии с СП 52.13330.2016 освещение в супермаркете должно быть на уровне не менее 400-700 лк. Как недостаточная, так и чрезмерная освещенность вызывает зрительный дискомфорт. Покупатели быстро утомляются и могут покинуть супермаркет.
Поэтому яркость света имеет важное значение. Она помогает активизировать покупательские потоки. По мнению специалистов, зона комфорта для покупателей ограничивается освещенностью в 2000 лк. Эту норму освещения в супермаркете уже не стоит превышать.
Не менее важна равномерность света. При организации освещения торгового зала не должно получаться затененных участков, поскольку у покупателей они тоже вызывают дискомфорт. Наибольшую равномерность освещения торговых стеллажей обеспечивают линейные светильники.
Среди важных особенностей освещения в супермаркете можно отметить следующее:
- При проектировании освещения до размещения прилавков и стеллажей необходимо закладывать запас 30-40%, поскольку они служат преградой для распространения света.
- Для лучшего освещения товара рекомендуется располагать торговое оборудование вдоль линии подвеса светильников.
- Особое внимание необходимо уделить кассовой зоне. Это важно не только для активизации потоков покупателей, но и для создания условия для качественной работы кассиров.
- Для качественного представления товаров индекс цветопередачи светильников (Ra) должен быть не ниже 85. Особенно важен высокий индекс для освещения овощей. Это визуально делает их более сочными и спелыми.
- Для зонирования пространства торгового зала можно использовать разное световое оборудование, например, одно- и трехфазные трековые светильники.
Существует еще ряд требований к освещению в супермаркете:
- Освещенность рабочих поверхностей при общем освещении – не менее 500 лк.
- Объединенный коэффициент дискомфорта UGR – не более 21.
- Коэффициент пульсации освещенности – не более 10%.
Акцентное освещение в супермаркете
Для решения отдельных маркетинговых задач служит акцентное освещение. Оно помогает привлечь внимание к отдельным зонам и группам товаров, а также акциям или распродажам. Для акцентной подсветки используют прожекторы. Систему освещения ими можно сделать мобильной и гибкой, если использовать для установки светильников шинопровод.
Яркость акцентного освещения на 50% выше, чем общего. Оно должно быть направлено на товары так, чтобы подчеркивать их выгодные стороны. При выборе цветовой температуры светильников стоит учитывать, что яркий холодный свет ассоциируется у покупателей с дешевыми товарами. Поэтому в магазинах высокой ценовой категории такой свет не рекомендован.
Цветовая температура
По цветовой температуре излучения лампы классифицируются на несколько видов:
- теплые – до 3000 К;
- нейтрально белые – 4000-4500 К;
- холодные белые – 5000-6500 К.
Теплые оттенки приятны для глаз, поскольку ассоциируются у человека с солнечным светом. Светильники с такой цветовой температурой уместны в отделах хлебобулочной продукции или детских вещей. Не слишком хорош теплый свет для бытовой техники, поскольку она приобретает желтоватый оттенок, свойственный старым вещам.
Нейтральное освещение не искажает цвета, поэтому оно уместно в отделах с овощами и фруктами, тканями, декоративной косметикой, полиграфией. Холодный белый свет помогает активизировать покупателя, заставить его двигаться быстрее. Это может быть полезно в супермаркетах с большим потоком посетителей. Из товаров в холодном свете наиболее выгодно смотрятся:
- хрусталь,
- свежая рыба,
- бытовые приборы,
- сантехника,
- электроника,
- морепродукты.
Правильный выбор цветовой температуры торгового освещения помогает представить товар в выгодном свете, а еще повысить уровень естественного комфорта, что в итоге положительно скажется на продажах супермаркета.
Дмитрий Петров