Каким должно быть освещение в супермаркете

Супермаркетом называют крупный универсам, в котором продаются почти все необходимые для человека товары: продукты питания, напитки и предметы домашнего хозяйства (порошки, предметы гигиены, товары для животных, книги, автомобильные товары и пр.). Это основное отличие супермаркетов от обычных магазинов – в них освещение должно выгодно представлять товары разных категорий.

Роль освещения в маркетинге уже давно доказана. Оно стало важнейшим инструментом визуального мерчендайзинга, необходимого для повышения продаж.

Основные требования к освещению в супермаркете

Согласно ГОСТ Р 51303-2013, супермаркет (универсам) – это магазин с торговым залом площадью от 400 м2, где продают продовольственные и непродовольственные товары, пользующиеся повседневным спросом. Работа в супермаркетах осуществляется по методу самообслуживания.

В соответствии с СП 52.13330.2016 освещение в супермаркете должно быть на уровне не менее 400-700 лк. Как недостаточная, так и чрезмерная освещенность вызывает зрительный дискомфорт. Покупатели быстро утомляются и могут покинуть супермаркет.
Поэтому яркость света имеет важное значение. Она помогает активизировать покупательские потоки. По мнению специалистов, зона комфорта для покупателей ограничивается освещенностью в 2000 лк. Эту норму освещения в супермаркете уже не стоит превышать.

Не менее важна равномерность света. При организации освещения торгового зала не должно получаться затененных участков, поскольку у покупателей они тоже вызывают дискомфорт. Наибольшую равномерность освещения торговых стеллажей обеспечивают линейные светильники.

Среди важных особенностей освещения в супермаркете можно отметить следующее:

  • При проектировании освещения до размещения прилавков и стеллажей необходимо закладывать запас 30-40%, поскольку они служат преградой для распространения света.
  • Для лучшего освещения товара рекомендуется располагать торговое оборудование вдоль линии подвеса светильников.
  • Особое внимание необходимо уделить кассовой зоне. Это важно не только для активизации потоков покупателей, но и для создания условия для качественной работы кассиров.
  • Для качественного представления товаров индекс цветопередачи светильников (Ra) должен быть не ниже 85. Особенно важен высокий индекс для освещения овощей. Это визуально делает их более сочными и спелыми.
  • Для зонирования пространства торгового зала можно использовать разное световое оборудование, например, одно- и трехфазные трековые светильники.
Существует еще ряд требований к освещению в супермаркете:

  • Освещенность рабочих поверхностей при общем освещении – не менее 500 лк.
  • Объединенный коэффициент дискомфорта UGR – не более 21.
  • Коэффициент пульсации освещенности – не более 10%.

Акцентное освещение в супермаркете

Для решения отдельных маркетинговых задач служит акцентное освещение. Оно помогает привлечь внимание к отдельным зонам и группам товаров, а также акциям или распродажам. Для акцентной подсветки используют прожекторы. Систему освещения ими можно сделать мобильной и гибкой, если использовать для установки светильников шинопровод.

Яркость акцентного освещения на 50% выше, чем общего. Оно должно быть направлено на товары так, чтобы подчеркивать их выгодные стороны. При выборе цветовой температуры светильников стоит учитывать, что яркий холодный свет ассоциируется у покупателей с дешевыми товарами. Поэтому в магазинах высокой ценовой категории такой свет не рекомендован.

Цветовая температура

По цветовой температуре излучения лампы классифицируются на несколько видов:

  • теплые – до 3000 К;
  • нейтрально белые – 4000-4500 К;
  • холодные белые – 5000-6500 К.
Теплые оттенки приятны для глаз, поскольку ассоциируются у человека с солнечным светом. Светильники с такой цветовой температурой уместны в отделах хлебобулочной продукции или детских вещей. Не слишком хорош теплый свет для бытовой техники, поскольку она приобретает желтоватый оттенок, свойственный старым вещам.
Нейтральное освещение не искажает цвета, поэтому оно уместно в отделах с овощами и фруктами, тканями, декоративной косметикой, полиграфией. Холодный белый свет помогает активизировать покупателя, заставить его двигаться быстрее. Это может быть полезно в супермаркетах с большим потоком посетителей. Из товаров в холодном свете наиболее выгодно смотрятся:

  • хрусталь,
  • свежая рыба,
  • бытовые приборы,
  • сантехника,
  • электроника,
  • морепродукты.
Правильный выбор цветовой температуры торгового освещения помогает представить товар в выгодном свете, а еще повысить уровень естественного комфорта, что в итоге положительно скажется на продажах супермаркета.
Остались вопросы?
задайте их нашему инженеру
Мы поможем подобрать Вам правильное решение!
Телефон для связи
Отправляя сведения через электронную форму, вы даёте согласие на сбор, обработку и хранение персональных данных на условиях Политики конфиденциальности