Нормы освещения открытых автомобильных парковок и паркингов
Нормы освещения автомобильных стоянок и паркингов
Правильная организация освещения парковки – важная составляющая безопасной, комфортной и энергоэффективной эксплуатации объекта инфраструктуры. От качества проектирования и реализации электротехнической схемы зависит не только комфорт водителей, но и эстетическое восприятие всего архитектурного комплекса. Это особенно актуально, если речь идет об освещении для стоянки открытого типа рядом с торговым или офисным центром, предприятием.
Главные задачи освещения парковки
Основные вопросы, решаемые в данном случае, схожи с задачами освещения транспортных развязок.
- Организация безопасного движения водителей и пешеходов.
- Обеспечение хорошей видимости для профилактики правонарушений (угона авто, грабежа водителей, похищения людей).
- Повышение безопасности зон с повышенной аварийностью (въезды/выезды, входы/выходы с территории, прикассовые площадки).
- Создание благоприятных условий для работы видеонаблюдения и интеграции системы безопасности в автоматизированные сети.
- Соблюдение установленных законами нормативов.
Актуальные нормативы освещенности
Нормы освещения парковки регламентируются отраслевыми и региональными документами. Они согласованы с автоинспекцией, санитарным надзором, управлением архитектуры и другими инстанциями. Например, для Москвы актуальные стандарты описаны в документе ТСН 23-302-99 (МГСН 2.06-99) «Естественное, искусственное и совместное освещение», для разработки которого были использованы требования СП 52.13330.2011, ГОСТ 26824-10, МГСН и целого ряда иных постановлений.
Также существуют фиксированные требования для отдельных участков стоянок:
- крупные парковки – общая интенсивность света не менее 15 лк;
- зона с низкой интенсивностью движения – 7 лк;
- уровень цилиндрической освещенности – 1 для всех видов;
- пешеходная зона – 100-150 лк;
- участок интенсивного движения – 60 лк для горизонтального и 10 лк для цилиндрического;
- зона въезда/выезда – 30 лк ночью и 200 днем (для крытых парковок).
Это минимальные требования к освещению стоянки автомобилей, снижение которых недопустимо. Более яркие фонари владельцы объекта могут подобрать по собственному желанию еще на этапе проектирования электросхемы. Необходимое для стоянки оборудование зависит от типа объекта.
Освещение открытых парковок
Для таких локаций обычно выбирают опоры средней высоты, располагаемые по всему периметру площадки. Чтобы избежать трудностей с обслуживанием мачты, часто делают выбор в пользу складывающейся конструкции. Это позволяет менять лампы и проводить ремонт силами одного человека. Уменьшить количество электроточек можно, если организовать уличное освещение парковок с применением более высоких 30-метровых опор. Они стоят дороже, но охватывают больший радиус. Чтобы решить вопрос, как выбрать опору освещения, необходимо рассчитать бюджет.
Крытые стоянки
Светильники монтируются на пол и потолок. Поскольку такие приборы располагаются в непосредственной близости от посетителей, важно обеспечить высокую антивандальную защиту. В многоуровневых и подземных стоянках освещение необходимо предусмотреть и по маршрутам передвижения пешеходов. На лестницах и в коридорах оптимально установить приборы с датчиком движения, чтобы избежать чрезмерного расхода электроэнергии.
Парковки около ТЦ
Освещение открытых парковок возле торговых центров требует соблюдения эстетики, поскольку стоянка является частью архитектурного ансамбля и визитной карточкой комплекса. Важно обеспечить максимальную безопасность пешеходов. Для этого используют симметрично расположенные мачты, на каждой из которых крепится несколько разнонаправленных светильников.
Дмитрий Петров