Освещение мостов, эстакад, путепроводов и транспортных развязок

Освещение мостов, эстакад, путепроводов и дорожных развязок – важное условие для организации оптимизированной и безопасной транспортной инфраструктуры городов, особенно тех, что активно развиваются и растут. Перечисленные сооружения выполняют несколько функций:

  • Служат для разгрузки дорожной сети и профилактики пробок.
  • Позволяют без остановок менять направление движения, не тратя на это много времени.
  • Оптимизируют дорожное движение, снижая уровень аварийности.
  • Увеличивают пропускную способность автодорог.
Такие объекты очень важны, а организация их освещения – одно из первых мероприятий, которое обеспечивает эффективность и безопасность движения.

Особенности транспортных сооружений для автомобильных развязок

Чтобы движение по таким транспортным объектам в темное время суток было безопасным, необходимо обеспечить требуемый уровень освещенности. Он необходим, чтобы автомобилисты правильно воспринимали дорожные указатели, разметку и схемы, а также могли выдерживать дистанцию движения и выбирать оптимальную траекторию.

При организации освещения важно учитывать различия между типами транспортных развязок и сооружений:

  • Мосты – искусственное сооружение через водное препятствие: реку, болото, озеро, пролив.
  • Эстакады – сооружение, которое позволяет разместить дорогу выше уровня земли, чаще всего над другими транспортными потоками, инженерными коммуникациями или занятой территории.
  • Путепроводы – разновидность мостовых сооружений, но только проложенная не над водным препятствием, а над другой дорогой. От эстакады отличается меньшим количеством пролетов, как правило, их 2-4 длиной 10-30 м каждый, а у эстакады – более 5. Кроме того, эстакада может пересекать сразу несколько видов препятствий, а путепровод – только дорогу.
  • Виадуки – специальное транспортное сооружение для прокладки дороги над лощиной, оврагом или горным ущельем.

Основные правила для организации освещения автодорожных развязок

При организации освещения моста через реку или прочих транспортных объектов учитывают следующие требования:

  • Отсутствие ослепительного действия, затененных участков и световых эффектов, которые затрудняют движение и могут способствовать аварии.
  • Подбор осветительного оборудования с подходящим типом опор освещения и светильников конкретно под каждый объект.
  • Учет высоты транспортного сооружения. Для многоуровневых развязок, как правило, необходимы более высокие опоры. В целом можно организовать освещение на любых развязках, поскольку фонарные столбы имеют большой диапазон высоты: опоры от 8 до 12 м и мачты от 16 до 50 м.
  • Соответствие архитектурному образу среды, которая окружает развязку. Для этого светильники подбирают, исходя не только из функциональных, но и из декоративных соображений. К примеру, осветительное оборудование может создавать праздничную или даже романтичную атмосферу.
Что касается нормативов при организации освещения автодорожных развязок используют те же документы (СНиПы и ГОСТы), что и для обычных дорог.

Типовые варианты освещения автодорожных развязок

В большинстве случаев для достаточной освещенности транспортных развязок хватает типовых опор с консольными светильниками. Если они действительно могут обеспечить нужный уровень освещенности, то использовать громоздкие дорогие конструкции не имеет смысла – они будут дороже и в установке, и в обслуживании.

С другой стороны, для освещения многоуровневых транспортных развязок более рационально будет использовать одну мачту с блоком прожекторов, чем несколько опор освещения. Она создаст масштабное общее заливающее освещение всех необходимых зон.
Другие типовые решения для освещения путепроводов и прочих автодорожных развязок:

  • Стальные опоры освещения типа НФГ (несиловые фланцевые граненые) высотой 10 м с одно-, двух- или трехрожковыми консольными кронштейнами. С учетом ограниченной глубины дорожного покрытия актуальны именно фланцевые опоры, устанавливаемые на закладные детали фундаментов.
  • Прожекторные мачты с мобильной короной высотой от 20 м. Оптимальный вариант для двухуровневой развязки с четырьмя кольцевыми съездами. За счет мобильной короны облегчается обслуживание мачты – его можно производить с земли. В районе каждого подъездного кольца можно установить по одной мачте.
Сами опоры располагают либо по краям проезжей части, либо на разделительных полосах на расстоянии 30-40 м друг от друга. Если опора имеет высокую устойчивость к нагрузкам, на нее дополнительно можно установить дорожные знаки и указатели, системы видеоконтроля и прочее оборудование. Мачты же располагают на более значительном расстоянии друг от друга – 70-80 м.

Выбор осветительного оборудования

В качестве источников света для освещения развязок используют светодиодные светильники, поскольку они самые энергоэффективные и не требовательные в обслуживании, а еще служат длительное время – около 50-100 тыс. часов. В освещении эстакад, мостов и виадуков часто прибегают к архитектурной подсветке тоже с использованием LED-светильников, которые делают из транспортного сооружения еще и уникальное украшение мегаполиса.