Освещение в метро: нормативы, требования и особенности
Каким должно быть освещение в метрополитене: современные нормы и требования
Освещение в метрополитене – это одна из интересных и в то же время консервативных сфер в области освещения в целом. Впервые нормы освещенности для метро были прописаны в 1950-х годах в СНиП «Метрополитен». Документ был действующим до 2003 года, когда он его заменили обновленными нормами СНиП 32-02-2003.
Более полувека нормативы оставались неизменными. Тогда освещение было минимальным, на уровне, который считался достаточным для обеспечения безопасного передвижения пассажиров.
С течением времени нормы проектирования метро изменились, поэтому было принято решение о необходимости обновления и норм освещенности. Сегодня СНиП 32-02-2003 заменен на актуализированную редакцию – свод правил СП 120.13330.2012.
Обновления коснулись не только функциональности освещения. Они были связаны со следующими изменениями:
- С тем, что в современных условиях все больше внимания уделяют тому, чтобы раскрыть архитектурно-художественные особенности станций.
- Увеличились нормы освещенности, которые обеспечивают нужную степень комфорта пассажиров и персонала.
- Появились новые рассеивающие и светоотражающие материалы и технологии.
- Возникли более энергоэффективные и экономически выгодные решения.
Задачи освещения в современном метрополитене
Освещение метро в современных условиях направлено не только на обеспечение безопасности, но и на то, чтобы сделать свет и интерьер в нем более выразительным. Это объясняется более сложной и разнообразной архитектурой современных станций метрополитена. Она требует поиска новых принципов и приемов освещения.
Какие цели преследуются при организации освещения в метро:
- Обеспечение комфорта пассажиров в замкнутом пространстве.
- Создание красивых и привлекающих взгляд рекламных конструкций.
- Подчеркивание общей концепции освещения.
- Обеспечение безопасности передвижения.
Основные принципы освещения станций метрополитена
Нормы освещенности всех помещений станций метро приводятся в п. 5.10.6.3 СП 120.13330.2012. Освещение тоннелей метро находится на уровне от 20 до 1000 лк. Конкретное значение зависит от удаленности точки от портала. К примеру, на участке длиной 5 м перед порталом освещенность должна составлять 1000 лк, а на участке 125-150 м – уже 20 лк.
Освещение в метро строится по следующим принципам:
- Отношение минимального уровня освещенности на краю платформы к средней (средний коэффициент неравномерности) должно быть не выше 1:7,5 для крупных станций и 1:5 для средних и малых.
- Организация освещения помещений для администрации, технического персонала, аппарата управления проектируется по требованиям к офисному освещению.
- Уровень горизонтальной освещенности от вертикальной должен иметь отклонение не более 20%.
- Чтобы подчеркнуть общий архитектурный замысел оформления станции, необходимо использовать светильники с индексом цветопередачи Ra более 80.
- Показатель дискомфорта осветительных установок не может быть более 20.
- Средние и платформенные залы лучше освещать отраженным или переотраженным светом, направляя светильники на свод потолка и стены.
При ярком освещении стен и потолка создается ощущение расширения пространства. Помещение буквально «раздвигается», тем самым помогая справиться с психологическим дискомфортом и «снять» давление от многометрового слоя земли.
Выбор и размещение осветительных приборов
Общее освещение на станциях метро часто обеспечивается декоративными торшерами и массивными люстрами, если того требует соблюдение стилевых решений в архитектурном ансамбле. Согласно п. 5.10.6.7, подвесные светильники с одним узлом крепления должны быть оснащены спускными и страховочными устройствами. На эскалаторах устанавливают традиционные торшеры, которые поднимают на высоту, достаточную для увеличения освещенности ступеней.
На многих современных станциях уже используют светодиодные светильники. Точечные модели также используются для подсветки краев платформы и оповещении о том, что подъезжает поезд. Светильники располагают по ограничительной линии, которая обозначает безопасное расстояние от края платформы.
LED-лампы – наиболее выгодное решение для станций метро, поскольку светильники здесь должны обладать повышенным ресурсом надежности, который максимально увеличивает время до замены лампы. Это обусловлено тем, что для замены светильников и работы технических служб ночью требуется специальное разрешение. Используя светодиоды, можно умело организовать освещение даже декоративными старинными люстрами с сотнями свечей. Еще LED-лампы используют в аварийном освещении.
Требования к конструкции и расположению светильников:
- Для обеспечения света на платформенных и в средних залах светильники устанавливают в кессонах и карнизах сводов.
- Не допускается ставить осветительные приборы над рельсами путей, ступенями лестниц, эскалаторами.
- Нельзя устанавливать светильники на высоте более 5 м, поскольку именно такой размер имеют ремонтные вышки, с которых осуществляют обслуживание и замену ламп.
Проблему с размещением светильников на высоте до 5 м решили с помощью другого способа установки – на путевых стенах. Пример такого монтажа можно увидеть на станциях московского метро «Павелецкая» и «Славянский бульвар». В таком случае обслуживание ведется в коридорах, которые также предназначены для отвода продуктов горения при пожаре и прокладки кабелей. Коридоры прокладывают вдоль самих платформ. За счет них можно отказаться от ремонтных вышек.
Дмитрий Петров