zakaz@k-so.ru
Москва,
Павелецкая набережная 2,
строение 4, БЦ Loft Ville
Производство и продажа светотехнической продукции и металлоконструкций
Москва,
Павелецкая набережная 2,
строение 4, БЦ Loft Ville
+7 (800) 333-79-69 пн – пт: с 9:00 до 18:00
zakaz@k-so.ru для ваших заявок

Освещение в метро: нормативы, требования и особенности

array(56) {
  ["TAGS"]=>
  string(0) ""
  ["~TAGS"]=>
  string(0) ""
  ["DATE_ACTIVE_FROM"]=>
  NULL
  ["~DATE_ACTIVE_FROM"]=>
  NULL
  ["SHOW_COUNTER"]=>
  string(4) "1727"
  ["~SHOW_COUNTER"]=>
  string(4) "1727"
  ["TIMESTAMP_X"]=>
  string(19) "27.08.2024 13:54:01"
  ["~TIMESTAMP_X"]=>
  string(19) "27.08.2024 13:54:01"
  ["ID"]=>
  string(5) "22022"
  ["~ID"]=>
  string(5) "22022"
  ["NAME"]=>
  string(100) "Освещение в метро: нормативы, требования и особенности"
  ["~NAME"]=>
  string(100) "Освещение в метро: нормативы, требования и особенности"
  ["IBLOCK_ID"]=>
  string(2) "82"
  ["~IBLOCK_ID"]=>
  string(2) "82"
  ["IBLOCK_SECTION_ID"]=>
  NULL
  ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=>
  NULL
  ["DETAIL_TEXT"]=>
  string(11466) "

Каким должно быть освещение в метрополитене: современные нормы и требования

Освещение в метрополитене – это одна из интересных и в то же время консервативных сфер в области освещения в целом. Впервые нормы освещенности для метро были прописаны в 1950-х годах в СНиП «Метрополитен». Документ был действующим до 2003 года, когда он его заменили обновленными нормами СНиП 32-02-2003.

Более полувека нормативы оставались неизменными. Тогда освещение было минимальным, на уровне, который считался достаточным для обеспечения безопасного передвижения пассажиров.

Освещение метрополитена

С течением времени нормы проектирования метро изменились, поэтому было принято решение о необходимости обновления и норм освещенности. Сегодня СНиП 32-02-2003 заменен на актуализированную редакцию – свод правил СП 120.13330.2012.

Обновления коснулись не только функциональности освещения. Они были связаны со следующими изменениями:

  • С тем, что в современных условиях все больше внимания уделяют тому, чтобы раскрыть архитектурно-художественные особенности станций.
  • Увеличились нормы освещенности, которые обеспечивают нужную степень комфорта пассажиров и персонала.
  • Появились новые рассеивающие и светоотражающие материалы и технологии.
  • Возникли более энергоэффективные и экономически выгодные решения.

Задачи освещения в современном метрополитене

Освещение метро в современных условиях направлено не только на обеспечение безопасности, но и на то, чтобы сделать свет и интерьер в нем более выразительным. Это объясняется более сложной и разнообразной архитектурой современных станций метрополитена. Она требует поиска новых принципов и приемов освещения.

Какие цели преследуются при организации освещения в метро:

  • Обеспечение комфорта пассажиров в замкнутом пространстве.
  • Создание красивых и привлекающих взгляд рекламных конструкций.
  • Подчеркивание общей концепции освещения.
  • Обеспечение безопасности передвижения.
Принципы освещения станций метрополитена

Основные принципы освещения станций метрополитена

Нормы освещенности всех помещений станций метро приводятся в п. 5.10.6.3 СП 120.13330.2012. Освещение тоннелей метро находится на уровне от 20 до 1000 лк. Конкретное значение зависит от удаленности точки от портала. К примеру, на участке длиной 5 м перед порталом освещенность должна составлять 1000 лк, а на участке 125-150 м – уже 20 лк.

Освещение в метро строится по следующим принципам:

  • Отношение минимального уровня освещенности на краю платформы к средней (средний коэффициент неравномерности) должно быть не выше 1:7,5 для крупных станций и 1:5 для средних и малых.
  • Организация освещения помещений для администрации, технического персонала, аппарата управления проектируется по требованиям к офисному освещению.
  • Уровень горизонтальной освещенности от вертикальной должен иметь отклонение не более 20%.
  • Чтобы подчеркнуть общий архитектурный замысел оформления станции, необходимо использовать светильники с индексом цветопередачи Ra более 80.
  • Показатель дискомфорта осветительных установок не может быть более 20.
  • Средние и платформенные залы лучше освещать отраженным или переотраженным светом, направляя светильники на свод потолка и стены.

При ярком освещении стен и потолка создается ощущение расширения пространства. Помещение буквально «раздвигается», тем самым помогая справиться с психологическим дискомфортом и «снять» давление от многометрового слоя земли.

Выбор и размещение осветительных приборов

Общее освещение на станциях метро часто обеспечивается декоративными торшерами и массивными люстрами, если того требует соблюдение стилевых решений в архитектурном ансамбле. Согласно п. 5.10.6.7, подвесные светильники с одним узлом крепления должны быть оснащены спускными и страховочными устройствами. На эскалаторах устанавливают традиционные торшеры, которые поднимают на высоту, достаточную для увеличения освещенности ступеней.

Освещение в зоне эскалатора

На многих современных станциях уже используют светодиодные светильники. Точечные модели также используются для подсветки краев платформы и оповещении о том, что подъезжает поезд. Светильники располагают по ограничительной линии, которая обозначает безопасное расстояние от края платформы.

string(3) "112"
«Наружное освещение» из нашего каталога

LED-лампы – наиболее выгодное решение для станций метро, поскольку светильники здесь должны обладать повышенным ресурсом надежности, который максимально увеличивает время до замены лампы. Это обусловлено тем, что для замены светильников и работы технических служб ночью требуется специальное разрешение. Используя светодиоды, можно умело организовать освещение даже декоративными старинными люстрами с сотнями свечей. Еще LED-лампы используют в аварийном освещении.

Услуги организация освещения метрополитена

Требования к конструкции и расположению светильников:

  • Для обеспечения света на платформенных и в средних залах светильники устанавливают в кессонах и карнизах сводов.
  • Не допускается ставить осветительные приборы над рельсами путей, ступенями лестниц, эскалаторами.
  • Нельзя устанавливать светильники на высоте более 5 м, поскольку именно такой размер имеют ремонтные вышки, с которых осуществляют обслуживание и замену ламп.

Проблему с размещением светильников на высоте до 5 м решили с помощью другого способа установки – на путевых стенах. Пример такого монтажа можно увидеть на станциях московского метро «Павелецкая» и «Славянский бульвар». В таком случае обслуживание ведется в коридорах, которые также предназначены для отвода продуктов горения при пожаре и прокладки кабелей. Коридоры прокладывают вдоль самих платформ. За счет них можно отказаться от ремонтных вышек.

Дмитрий Петров

" ["~DETAIL_TEXT"]=> string(11466) "

Каким должно быть освещение в метрополитене: современные нормы и требования

Освещение в метрополитене – это одна из интересных и в то же время консервативных сфер в области освещения в целом. Впервые нормы освещенности для метро были прописаны в 1950-х годах в СНиП «Метрополитен». Документ был действующим до 2003 года, когда он его заменили обновленными нормами СНиП 32-02-2003.

Более полувека нормативы оставались неизменными. Тогда освещение было минимальным, на уровне, который считался достаточным для обеспечения безопасного передвижения пассажиров.

Освещение метрополитена

С течением времени нормы проектирования метро изменились, поэтому было принято решение о необходимости обновления и норм освещенности. Сегодня СНиП 32-02-2003 заменен на актуализированную редакцию – свод правил СП 120.13330.2012.

Обновления коснулись не только функциональности освещения. Они были связаны со следующими изменениями:

  • С тем, что в современных условиях все больше внимания уделяют тому, чтобы раскрыть архитектурно-художественные особенности станций.
  • Увеличились нормы освещенности, которые обеспечивают нужную степень комфорта пассажиров и персонала.
  • Появились новые рассеивающие и светоотражающие материалы и технологии.
  • Возникли более энергоэффективные и экономически выгодные решения.

Задачи освещения в современном метрополитене

Освещение метро в современных условиях направлено не только на обеспечение безопасности, но и на то, чтобы сделать свет и интерьер в нем более выразительным. Это объясняется более сложной и разнообразной архитектурой современных станций метрополитена. Она требует поиска новых принципов и приемов освещения.

Какие цели преследуются при организации освещения в метро:

  • Обеспечение комфорта пассажиров в замкнутом пространстве.
  • Создание красивых и привлекающих взгляд рекламных конструкций.
  • Подчеркивание общей концепции освещения.
  • Обеспечение безопасности передвижения.
Принципы освещения станций метрополитена

Основные принципы освещения станций метрополитена

Нормы освещенности всех помещений станций метро приводятся в п. 5.10.6.3 СП 120.13330.2012. Освещение тоннелей метро находится на уровне от 20 до 1000 лк. Конкретное значение зависит от удаленности точки от портала. К примеру, на участке длиной 5 м перед порталом освещенность должна составлять 1000 лк, а на участке 125-150 м – уже 20 лк.

Освещение в метро строится по следующим принципам:

  • Отношение минимального уровня освещенности на краю платформы к средней (средний коэффициент неравномерности) должно быть не выше 1:7,5 для крупных станций и 1:5 для средних и малых.
  • Организация освещения помещений для администрации, технического персонала, аппарата управления проектируется по требованиям к офисному освещению.
  • Уровень горизонтальной освещенности от вертикальной должен иметь отклонение не более 20%.
  • Чтобы подчеркнуть общий архитектурный замысел оформления станции, необходимо использовать светильники с индексом цветопередачи Ra более 80.
  • Показатель дискомфорта осветительных установок не может быть более 20.
  • Средние и платформенные залы лучше освещать отраженным или переотраженным светом, направляя светильники на свод потолка и стены.

При ярком освещении стен и потолка создается ощущение расширения пространства. Помещение буквально «раздвигается», тем самым помогая справиться с психологическим дискомфортом и «снять» давление от многометрового слоя земли.

Выбор и размещение осветительных приборов

Общее освещение на станциях метро часто обеспечивается декоративными торшерами и массивными люстрами, если того требует соблюдение стилевых решений в архитектурном ансамбле. Согласно п. 5.10.6.7, подвесные светильники с одним узлом крепления должны быть оснащены спускными и страховочными устройствами. На эскалаторах устанавливают традиционные торшеры, которые поднимают на высоту, достаточную для увеличения освещенности ступеней.

Освещение в зоне эскалатора

На многих современных станциях уже используют светодиодные светильники. Точечные модели также используются для подсветки краев платформы и оповещении о том, что подъезжает поезд. Светильники располагают по ограничительной линии, которая обозначает безопасное расстояние от края платформы.

string(3) "112"
«Наружное освещение» из нашего каталога

LED-лампы – наиболее выгодное решение для станций метро, поскольку светильники здесь должны обладать повышенным ресурсом надежности, который максимально увеличивает время до замены лампы. Это обусловлено тем, что для замены светильников и работы технических служб ночью требуется специальное разрешение. Используя светодиоды, можно умело организовать освещение даже декоративными старинными люстрами с сотнями свечей. Еще LED-лампы используют в аварийном освещении.

Услуги организация освещения метрополитена

Требования к конструкции и расположению светильников:

  • Для обеспечения света на платформенных и в средних залах светильники устанавливают в кессонах и карнизах сводов.
  • Не допускается ставить осветительные приборы над рельсами путей, ступенями лестниц, эскалаторами.
  • Нельзя устанавливать светильники на высоте более 5 м, поскольку именно такой размер имеют ремонтные вышки, с которых осуществляют обслуживание и замену ламп.

Проблему с размещением светильников на высоте до 5 м решили с помощью другого способа установки – на путевых стенах. Пример такого монтажа можно увидеть на станциях московского метро «Павелецкая» и «Славянский бульвар». В таком случае обслуживание ведется в коридорах, которые также предназначены для отвода продуктов горения при пожаре и прокладки кабелей. Коридоры прокладывают вдоль самих платформ. За счет них можно отказаться от ремонтных вышек.

Дмитрий Петров

" ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["~DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["~PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["DETAIL_PICTURE"]=> bool(false) ["~DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["ACTIVE_FROM"]=> NULL ["~ACTIVE_FROM"]=> NULL ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(67) "/blog/osveshchenie-v-metropolitene-sovremennye-normy-i-trebovaniya/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(67) "/blog/osveshchenie-v-metropolitene-sovremennye-normy-i-trebovaniya/" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(60) "osveshchenie-v-metropolitene-sovremennye-normy-i-trebovaniya" ["~CODE"]=> string(60) "osveshchenie-v-metropolitene-sovremennye-normy-i-trebovaniya" ["EXTERNAL_ID"]=> string(5) "22022" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(5) "22022" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["LID"]=> string(2) "s2" ["~LID"]=> string(2) "s2" ["NAV_RESULT"]=> bool(false) ["DISPLAY_ACTIVE_FROM"]=> string(0) "" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(8) { ["SECTION_META_TITLE"]=> string(100) "Освещение в метро: нормативы, требования и особенности" ["SECTION_META_KEYWORDS"]=> string(100) "Освещение в метро: нормативы, требования и особенности" ["SECTION_META_DESCRIPTION"]=> string(100) "Освещение в метро: нормативы, требования и особенности" ["SECTION_PAGE_TITLE"]=> string(100) "Освещение в метро: нормативы, требования и особенности" ["ELEMENT_META_KEYWORDS"]=> string(100) "Освещение в метро: нормативы, требования и особенности" ["ELEMENT_PAGE_TITLE"]=> string(100) "Освещение в метро: нормативы, требования и особенности" ["ELEMENT_META_TITLE"]=> string(77) "Особенности и нормативы освещения в метро" ["ELEMENT_META_DESCRIPTION"]=> string(233) "Архитектурные и функциональные принципы организации освещения на станциях метро. Выбор светильников и мест для их размещения." } ["FIELDS"]=> array(4) { ["TAGS"]=> string(0) "" ["DATE_ACTIVE_FROM"]=> NULL ["SHOW_COUNTER"]=> string(4) "1727" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "27.08.2024 13:54:01" } ["PROPERTIES"]=> array(1) { ["GALLERY"]=> &array(36) { ["ID"]=> string(3) "441" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2022-12-21 15:12:28" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "82" ["NAME"]=> string(14) "Галерея" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(7) "GALLERY" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "F" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> string(2) "92" ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> bool(false) ["VALUE"]=> bool(false) ["DESCRIPTION"]=> bool(false) ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> bool(false) ["~DESCRIPTION"]=> bool(false) ["~NAME"]=> string(14) "Галерея" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } } ["DISPLAY_PROPERTIES"]=> array(0) { } ["IBLOCK"]=> array(92) { ["ID"]=> string(2) "82" ["~ID"]=> string(2) "82" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "24.07.2023 12:03:51" ["~TIMESTAMP_X"]=> string(19) "24.07.2023 12:03:51" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["LID"]=> string(2) "s2" ["~LID"]=> string(2) "s2" ["CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["API_CODE"]=> NULL ["~API_CODE"]=> NULL ["REST_ON"]=> string(1) "N" ["~REST_ON"]=> string(1) "N" ["NAME"]=> string(8) "Блог" ["~NAME"]=> string(8) "Блог" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(46) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(46) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/" ["SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["~SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(30) "https://blog/vbf_incorp2_blog/" ["~CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(30) "https://blog/vbf_incorp2_blog/" ["PICTURE"]=> NULL ["~PICTURE"]=> NULL ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["~DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["~RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["~RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["~RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~XML_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["TMP_ID"]=> string(32) "7c60814fc0efb85931d70d4bb87f9479" ["~TMP_ID"]=> string(32) "7c60814fc0efb85931d70d4bb87f9479" ["INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["~WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["BIZPROC"]=> string(1) "N" ["~BIZPROC"]=> string(1) "N" ["SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["~SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["LIST_MODE"]=> string(0) "" ["~LIST_MODE"]=> string(0) "" ["RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["~RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "Y" ["~SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "Y" ["PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["~PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["~VERSION"]=> string(1) "1" ["LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["~LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["~SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["~SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["~SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["ELEMENTS_NAME"]=> string(12) "Статьи" ["~ELEMENTS_NAME"]=> string(12) "Статьи" ["ELEMENT_NAME"]=> string(12) "Статья" ["~ELEMENT_NAME"]=> string(12) "Статья" ["EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["SERVER_NAME"]=> string(0) "" ["~SERVER_NAME"]=> string(0) "" } ["SECTION"]=> array(1) { ["PATH"]=> array(0) { } } ["SECTION_URL"]=> string(0) "" ["META_TAGS"]=> array(5) { ["TITLE"]=> string(100) "Освещение в метро: нормативы, требования и особенности" ["ELEMENT_CHAIN"]=> string(100) "Освещение в метро: нормативы, требования и особенности" ["BROWSER_TITLE"]=> string(77) "Особенности и нормативы освещения в метро" ["KEYWORDS"]=> string(100) "Освещение в метро: нормативы, требования и особенности" ["DESCRIPTION"]=> string(233) "Архитектурные и функциональные принципы организации освещения на станциях метро. Выбор светильников и мест для их размещения." } }
1727

Каким должно быть освещение в метрополитене: современные нормы и требования

Освещение в метрополитене – это одна из интересных и в то же время консервативных сфер в области освещения в целом. Впервые нормы освещенности для метро были прописаны в 1950-х годах в СНиП «Метрополитен». Документ был действующим до 2003 года, когда он его заменили обновленными нормами СНиП 32-02-2003.

Более полувека нормативы оставались неизменными. Тогда освещение было минимальным, на уровне, который считался достаточным для обеспечения безопасного передвижения пассажиров.

Освещение метрополитена

С течением времени нормы проектирования метро изменились, поэтому было принято решение о необходимости обновления и норм освещенности. Сегодня СНиП 32-02-2003 заменен на актуализированную редакцию – свод правил СП 120.13330.2012.

Обновления коснулись не только функциональности освещения. Они были связаны со следующими изменениями:

  • С тем, что в современных условиях все больше внимания уделяют тому, чтобы раскрыть архитектурно-художественные особенности станций.
  • Увеличились нормы освещенности, которые обеспечивают нужную степень комфорта пассажиров и персонала.
  • Появились новые рассеивающие и светоотражающие материалы и технологии.
  • Возникли более энергоэффективные и экономически выгодные решения.

Задачи освещения в современном метрополитене

Освещение метро в современных условиях направлено не только на обеспечение безопасности, но и на то, чтобы сделать свет и интерьер в нем более выразительным. Это объясняется более сложной и разнообразной архитектурой современных станций метрополитена. Она требует поиска новых принципов и приемов освещения.

Какие цели преследуются при организации освещения в метро:

  • Обеспечение комфорта пассажиров в замкнутом пространстве.
  • Создание красивых и привлекающих взгляд рекламных конструкций.
  • Подчеркивание общей концепции освещения.
  • Обеспечение безопасности передвижения.
Принципы освещения станций метрополитена

Основные принципы освещения станций метрополитена

Нормы освещенности всех помещений станций метро приводятся в п. 5.10.6.3 СП 120.13330.2012. Освещение тоннелей метро находится на уровне от 20 до 1000 лк. Конкретное значение зависит от удаленности точки от портала. К примеру, на участке длиной 5 м перед порталом освещенность должна составлять 1000 лк, а на участке 125-150 м – уже 20 лк.

Освещение в метро строится по следующим принципам:

  • Отношение минимального уровня освещенности на краю платформы к средней (средний коэффициент неравномерности) должно быть не выше 1:7,5 для крупных станций и 1:5 для средних и малых.
  • Организация освещения помещений для администрации, технического персонала, аппарата управления проектируется по требованиям к офисному освещению.
  • Уровень горизонтальной освещенности от вертикальной должен иметь отклонение не более 20%.
  • Чтобы подчеркнуть общий архитектурный замысел оформления станции, необходимо использовать светильники с индексом цветопередачи Ra более 80.
  • Показатель дискомфорта осветительных установок не может быть более 20.
  • Средние и платформенные залы лучше освещать отраженным или переотраженным светом, направляя светильники на свод потолка и стены.

При ярком освещении стен и потолка создается ощущение расширения пространства. Помещение буквально «раздвигается», тем самым помогая справиться с психологическим дискомфортом и «снять» давление от многометрового слоя земли.

Выбор и размещение осветительных приборов

Общее освещение на станциях метро часто обеспечивается декоративными торшерами и массивными люстрами, если того требует соблюдение стилевых решений в архитектурном ансамбле. Согласно п. 5.10.6.7, подвесные светильники с одним узлом крепления должны быть оснащены спускными и страховочными устройствами. На эскалаторах устанавливают традиционные торшеры, которые поднимают на высоту, достаточную для увеличения освещенности ступеней.

Освещение в зоне эскалатора

На многих современных станциях уже используют светодиодные светильники. Точечные модели также используются для подсветки краев платформы и оповещении о том, что подъезжает поезд. Светильники располагают по ограничительной линии, которая обозначает безопасное расстояние от края платформы.

string(3) "112"
«Наружное освещение» из нашего каталога

LED-лампы – наиболее выгодное решение для станций метро, поскольку светильники здесь должны обладать повышенным ресурсом надежности, который максимально увеличивает время до замены лампы. Это обусловлено тем, что для замены светильников и работы технических служб ночью требуется специальное разрешение. Используя светодиоды, можно умело организовать освещение даже декоративными старинными люстрами с сотнями свечей. Еще LED-лампы используют в аварийном освещении.

Услуги организация освещения метрополитена

Требования к конструкции и расположению светильников:

  • Для обеспечения света на платформенных и в средних залах светильники устанавливают в кессонах и карнизах сводов.
  • Не допускается ставить осветительные приборы над рельсами путей, ступенями лестниц, эскалаторами.
  • Нельзя устанавливать светильники на высоте более 5 м, поскольку именно такой размер имеют ремонтные вышки, с которых осуществляют обслуживание и замену ламп.

Проблему с размещением светильников на высоте до 5 м решили с помощью другого способа установки – на путевых стенах. Пример такого монтажа можно увидеть на станциях московского метро «Павелецкая» и «Славянский бульвар». В таком случае обслуживание ведется в коридорах, которые также предназначены для отвода продуктов горения при пожаре и прокладки кабелей. Коридоры прокладывают вдоль самих платформ. За счет них можно отказаться от ремонтных вышек.

Дмитрий Петров

Другие новости

Возврат к списку
Складские остатки