Освещение в метро: нормативы, требования и особенности
Каким должно быть освещение в метрополитене: современные нормы и требования
Освещение в метрополитене – это одна из интересных и в то же время консервативных сфер в области освещения в целом. Впервые нормы освещенности для метро были прописаны в 1950-х годах в СНиП «Метрополитен». Документ был действующим до 2003 года, когда он его заменили обновленными нормами СНиП 32-02-2003.
Более полувека нормативы оставались неизменными. Тогда освещение было минимальным, на уровне, который считался достаточным для обеспечения безопасного передвижения пассажиров.
![Освещение метрополитена](/upload/medialibrary/a25/hlvn3unyrjtt0wozzlndsjxsckhcru4e.jpg)
С течением времени нормы проектирования метро изменились, поэтому было принято решение о необходимости обновления и норм освещенности. Сегодня СНиП 32-02-2003 заменен на актуализированную редакцию – свод правил СП 120.13330.2012.
Обновления коснулись не только функциональности освещения. Они были связаны со следующими изменениями:
- С тем, что в современных условиях все больше внимания уделяют тому, чтобы раскрыть архитектурно-художественные особенности станций.
- Увеличились нормы освещенности, которые обеспечивают нужную степень комфорта пассажиров и персонала.
- Появились новые рассеивающие и светоотражающие материалы и технологии.
- Возникли более энергоэффективные и экономически выгодные решения.
Задачи освещения в современном метрополитене
Освещение метро в современных условиях направлено не только на обеспечение безопасности, но и на то, чтобы сделать свет и интерьер в нем более выразительным. Это объясняется более сложной и разнообразной архитектурой современных станций метрополитена. Она требует поиска новых принципов и приемов освещения.
Какие цели преследуются при организации освещения в метро:
- Обеспечение комфорта пассажиров в замкнутом пространстве.
- Создание красивых и привлекающих взгляд рекламных конструкций.
- Подчеркивание общей концепции освещения.
- Обеспечение безопасности передвижения.
![Принципы освещения станций метрополитена](/upload/medialibrary/3b5/wae9ep97tjifyxqk8mciuzltiuius85c.jpg)
Основные принципы освещения станций метрополитена
Нормы освещенности всех помещений станций метро приводятся в п. 5.10.6.3 СП 120.13330.2012. Освещение тоннелей метро находится на уровне от 20 до 1000 лк. Конкретное значение зависит от удаленности точки от портала. К примеру, на участке длиной 5 м перед порталом освещенность должна составлять 1000 лк, а на участке 125-150 м – уже 20 лк.
Освещение в метро строится по следующим принципам:
- Отношение минимального уровня освещенности на краю платформы к средней (средний коэффициент неравномерности) должно быть не выше 1:7,5 для крупных станций и 1:5 для средних и малых.
- Организация освещения помещений для администрации, технического персонала, аппарата управления проектируется по требованиям к офисному освещению.
- Уровень горизонтальной освещенности от вертикальной должен иметь отклонение не более 20%.
- Чтобы подчеркнуть общий архитектурный замысел оформления станции, необходимо использовать светильники с индексом цветопередачи Ra более 80.
- Показатель дискомфорта осветительных установок не может быть более 20.
- Средние и платформенные залы лучше освещать отраженным или переотраженным светом, направляя светильники на свод потолка и стены.
При ярком освещении стен и потолка создается ощущение расширения пространства. Помещение буквально «раздвигается», тем самым помогая справиться с психологическим дискомфортом и «снять» давление от многометрового слоя земли.
Выбор и размещение осветительных приборов
Общее освещение на станциях метро часто обеспечивается декоративными торшерами и массивными люстрами, если того требует соблюдение стилевых решений в архитектурном ансамбле. Согласно п. 5.10.6.7, подвесные светильники с одним узлом крепления должны быть оснащены спускными и страховочными устройствами. На эскалаторах устанавливают традиционные торшеры, которые поднимают на высоту, достаточную для увеличения освещенности ступеней.
![Освещение в зоне эскалатора](/upload/medialibrary/4d8/d0b4foegbtrt0ag9rec4l3p70bvvn6yp.jpg)
На многих современных станциях уже используют светодиодные светильники. Точечные модели также используются для подсветки краев платформы и оповещении о том, что подъезжает поезд. Светильники располагают по ограничительной линии, которая обозначает безопасное расстояние от края платформы.
LED-лампы – наиболее выгодное решение для станций метро, поскольку светильники здесь должны обладать повышенным ресурсом надежности, который максимально увеличивает время до замены лампы. Это обусловлено тем, что для замены светильников и работы технических служб ночью требуется специальное разрешение. Используя светодиоды, можно умело организовать освещение даже декоративными старинными люстрами с сотнями свечей. Еще LED-лампы используют в аварийном освещении.
![Услуги организация освещения метрополитена](/upload/medialibrary/551/fievkbhvoef11zz4p23norrtdfa458r6.jpg)
Требования к конструкции и расположению светильников:
- Для обеспечения света на платформенных и в средних залах светильники устанавливают в кессонах и карнизах сводов.
- Не допускается ставить осветительные приборы над рельсами путей, ступенями лестниц, эскалаторами.
- Нельзя устанавливать светильники на высоте более 5 м, поскольку именно такой размер имеют ремонтные вышки, с которых осуществляют обслуживание и замену ламп.
Проблему с размещением светильников на высоте до 5 м решили с помощью другого способа установки – на путевых стенах. Пример такого монтажа можно увидеть на станциях московского метро «Павелецкая» и «Славянский бульвар». В таком случае обслуживание ведется в коридорах, которые также предназначены для отвода продуктов горения при пожаре и прокладки кабелей. Коридоры прокладывают вдоль самих платформ. За счет них можно отказаться от ремонтных вышек.
Дмитрий Петров