Освещение в спортзале школы по СанПин и СП: главные требования и нормы
Освещение в образовательных учреждениях должно обеспечивать необходимый уровень психологической и физиологической безопасности учащихся. При недостатке естественного и несбалансированности искусственного света могут наблюдаться чрезмерная утомляемость и проблемы с органами зрения. Слишком тусклое освещение напрягает органы зрения, а в условиях спортзала повышает риск травм, в том числе из-за появления усталости, пассивности и сонливости.
К школе применимы основные правила и нормы освещения спортивных залов. Но дополнительно необходимо учитывать требования, предъявляемые к общеобразовательным учреждениям. Они приведены в следующих нормативных документах:
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, в том числе уточнения в Письме ФС от 1 октября 2012 г. N 01/11157-12-32.
- СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение».
- СП 256.1325800.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий».
- СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций» (естественное и искусственное освещение рассматривается в части 8).
Требования и нормы освещения в спортзале
В спортзале предусматривают общее, а также отдельно – аварийное и эвакуационное освещение. Главные параметры и характеристики:
- Норма освещенности спортивного зала школы – 200 лк на уровне пола и 75 лк на уровне 2 м от пола (согласно Приложению Л СП 52.13330.2016).
- Индекс цветопередачи источников света Ra – 80-84 при освещенности 150-300 лк и 70-79 при освещенности ниже 150 лк.
- Коэффициент пульсации – не более 10%.
- Коэффициент дискомфорта UGR – не более 22.
- Неравномерность освещенности U0 – 0,6.
- Диапазон цветовой температуры источников света – 2700-4500 лк при освещенности в пределах 150-300 лк и 3500-5000 при освещенности менее 150 лк.
- Максимальная удельная мощность осветительных установок в спортзале в зависимости от индекса помещения: 0,6 – 18 Вт/м2, 0,8 – 17,5 Вт/м2, 1,25 – 15 Вт/м2, 2 – 13,5 Вт/м2, более 3 – 12 Вт/м2.
Выбор светильников для спортзала
Светильники для освещения спортивных залов в школе должны:
- обеспечивать требуемый уровень освещенности;
- не допускать мерцания света;
- исключать шумовые эффекты (потрескивание, жужжание);
- обеспечивать мягкий рассеянный свет;
- быть безопасными и экологичными.
В спортзале не допускается «грубый» свет – направленный с резкими тенями. Источники света для общего освещения выбирают в зависимости от разряда зрительных работ. Согласно СП 256.1325800.2016, в общеобразовательных учреждениях можно использовать люминесцентные (кроме галофосфатных), светодиодные и иные источники света, соответствующие требованиям Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г.
В случае с применением люминесцентных ламп может возникать стробоскопический эффект, который может мешать спортсменам. Для его устранения дополнительно к лампам применяется пускорегулирующий аппарат, контролирующий их работу.
Освещение спортзала в школе светодиодными светильниками более экономичное, удобное и безопасное. Оптимальный вариант – приборы с углом раскрытия в 120°, обеспечивающие хорошую освещенность в помещениях большой площади. Цветовая температура должна быть приближена к естественному дневному свету.
В спортзалах как в помещениях с большой площадью используются достаточно мощные светильники. Поэтому здесь важно минимизировать их слепящее действие. Для этого используют устройства с оптической системой ограничения светового потока: жалюзи, решетки, линзы, затемненные рассеиватели. Каркасные решетки также выполняют функцию защиты светильника от механических воздействий, например, попадания мяча.
Основным источником света должен быть ряд однотипных светильников. И это не должны быть точечные модели, поскольку они оставляют на поверхностях слишком много бликов. В большинстве случаев используют линейные светильники, устанавливаемые параллельными рядами.
Они обеспечивают равномерное распределение света на весь спортзал и не вызывают появления затененных участков. В дополнение к светильникам общего света используют прожекторы на шинопроводе, позволяющие при необходимости менять направленность света.
Дмитрий Петров