zakaz@k-so.ru
Москва,
Павелецкая набережная 2,
строение 4, БЦ Loft Ville
Производство и продажа светотехнической продукции и металлоконструкций
Москва,
Павелецкая набережная 2,
строение 4, БЦ Loft Ville
+7 (800) 333-79-69 пн – пт: с 9:00 до 18:00
zakaz@k-so.ru для ваших заявок

Освещение выставочного зала: основные правила и нормы

array(56) {
  ["TAGS"]=>
  string(0) ""
  ["~TAGS"]=>
  string(0) ""
  ["DATE_ACTIVE_FROM"]=>
  NULL
  ["~DATE_ACTIVE_FROM"]=>
  NULL
  ["SHOW_COUNTER"]=>
  string(4) "2901"
  ["~SHOW_COUNTER"]=>
  string(4) "2901"
  ["TIMESTAMP_X"]=>
  string(19) "27.09.2024 09:16:33"
  ["~TIMESTAMP_X"]=>
  string(19) "27.09.2024 09:16:33"
  ["ID"]=>
  string(5) "22078"
  ["~ID"]=>
  string(5) "22078"
  ["NAME"]=>
  string(99) "Освещение выставочного зала: основные правила и нормы"
  ["~NAME"]=>
  string(99) "Освещение выставочного зала: основные правила и нормы"
  ["IBLOCK_ID"]=>
  string(2) "82"
  ["~IBLOCK_ID"]=>
  string(2) "82"
  ["IBLOCK_SECTION_ID"]=>
  string(3) "783"
  ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=>
  string(3) "783"
  ["DETAIL_TEXT"]=>
  string(13904) "

Выставкой называют временное публичное представление разных достижений. Это может быть область науки, техники, искусства, культуры и многое другое. Вне зависимости от цели выставки предметы должны быть представлены в наиболее выгодном свете, а также быть хорошо различимыми, чтобы человек мог рассмотреть все детали. Поэтому главная роль здесь отводится освещению. Представление в выгодном свете особенно важно для коммерческих выставок, например, в автосалонах.

Услуги освещения галерей и музеев Освещение экспонатов музея

Организовать освещение для выставки – это сложная светотехническая задача со множеством нюансов и тонкостей. Главная сложность состоит в том, что при организации света нужно выполнить две различные задачи:

  • Наиболее показательно и выразительно представить экспонат. Свет должен помочь отразить важные характеристики, вызвать у зрителя отклик, поддержать интерес и создать в его памяти запоминающийся образ.
  • Сохранить экспонат в первозданном виде, в первую очередь защитив его от воздействия света, который одновременно выступает одним из главных аспектов в выставочном зале.

Как организовать световое освещение выставки

При проектировании системы освещения выставочного зала, как и в случае с освещением музея, необходимо учитывать, каким маршрутом перемещаются посетители. Это зависит от конфигурации зала или залов, а также расположения выставочных экспонатов. В целом в выставочном зале используют 2 типа освещения:

  • Общий рассеянный свет. Создается за счет световых плоскостей и отражения от них.
  • Направленный акцентирующий. Это свет непосредственно для подсветки экспонатов.

Яркость света и освещенность на выставке должны быть такими, чтобы избежать появления бликов на поверхности экспонатов, ослепления посетителей и дисбаланса в освещении отдельных зон. Особое внимание уделяют углу падения света на предметы экспозиции:

  • Угол падения прямого света на плоские экспонаты. В среднем составляет 45-75° по отношению к горизонтали. Если сделать меньший угол, будет слепящий эффект от блестящих поверхностей. При большем угле от рамок и фактур появляются тени.
  • Угол падения прямого света на объемные экспонаты. Составляет 30-50°, поскольку так удается максимально эффективно подчеркнуть форму и детали предмета.

Более подробные требования и особенности выставочного света можно найти в СП 23-102-2003. Согласно п. 8.21, направление падения светового потока на зону выставки обозначается углом φ. Он зависит от расположения световых проемов. Это и есть угол падения прямого света на экспонаты.

Еще есть угол β – защитный угол, под которым человек видит нижний край светопроема. Он должен составлять не менее 30°. При этом простенки и стены можно использовать для размещения экспонатов при условии высоты подоконника выше 1,2 м.

Схема падения света при освещении музея

Во избежание старения экспонатов нужно соблюдать уровень освещенности. Он зависит от материалов:

  • для газетной бумаги, тканей и акварели – не более 50 лк;
  • для масляной живописи – не более 150 лк;
  • для драгоценных камней и металлов – не более 500 лк.

Естественное освещение выставок

Естественное освещение выставочного зала имеет определенное ограничение. Во избежание слепящего действия световые проемы оборудуют жалюзи или экранами. Не менее важно, чтобы окна не попадали в поле зрения посетителей при обзоре экспонатов. Нормированное значение КЕО для выставочных залов приведено в таблице.

Тип экспонатов Среднее значение КЕО, % Отношение максимального КЕО к минимальному, не более
Агрегаты, машины, установки 3,0 3,0
Военно-исторические и исторические 1,0 3,0
Археологические, антропологические, этнографические 1,0 2,0
Скульптура, мебель, архитектура 1,5 2,0
Плакаты, гравюры, ковры, ткани, монументальная и станковая живопись 1,5 1,3

Инсоляция помещения (прямой солнечный свет) исключается для выставок произведений живописи и графики, представления тканей, гобеленов и ковров. Это объясняется разрушающим действием солнечных лучей на ткани, бумагу и красители. Чтобы исключить попадание прямых солнечных лучей, для таких выставок выбирают ориентацию на север, северо-восток или северо-запад. При другой ориентации должны использоваться регулируемые жалюзи: междурамные или наружные.

string(3) "112"
«Наружное освещение» из нашего каталога

Для объемных экспонатов (макетов, скульптур и машин), наоборот, предпочтительнее солнечный свет, поскольку он наиболее эффектно выделяет форму и детали. Здесь подойдет ориентация помещения на юг, юго-запад или юго-восток.

Выбор светильников и осветительного оборудования

Для искусственного освещения выставки необходимо использовать светильники с излучением, по цветовой температуре максимально приближенному к дневному. Подсвет, т. е. свет, идущий снизу и сбоку, организуют с применением осветительной арматуры. Ее размещают скрыто от посетителей. Можно встроить в мебель, подвесной потолок, экспозиционное оборудование. Неравномерность яркости при подсвете должна быть не более 40:1.

Пример освещения галереи Освещение в картинной галерее

Требования к выставочным светильникам:

  • Минимальный коэффициент пульсации. Приветствуется применение специальных аксессуаров: матовых светорассеивателей, антибликовых решеток, экранирующих шторок и прочих приспособлений, которые сводят к минимуму слепящее воздействие света.
  • Максимальный индекс цветопередачи. Это важно для точной передачи оригинальных цветов. Именно по этой причине светодиодное освещение для выставки считают оптимальным. Светодиоды позволяют передать всю яркость полотен.
  • Функция регулировки цветовой температуры. Это важно, поскольку освещать экспонаты нужно светом, по цветовой температуре максимально приближенным к оттенкам, использованным автором в его работе. Функция регулировки позволяет корректировать температуру, а при смене экспозиции легко подкорректировать свет под новые экспонаты. Еще здесь будут удобны трековые светильники, позволяющие легко перенаправить свет в нужную форму.

Не менее важно, чтобы свет не оказывал разрушающего воздействия на предметы выставки. Здесь необходимым условием выступает отсутствие или сведение к минимуму инфракрасного и ультрафиолетового спектра. Этому требованию полностью отвечают светодиодные светильники. Кроме того, они практически не выделяют тепла, что исключает нагрев освещаемой поверхности и ее порчу.

Дмитрий Петров

" ["~DETAIL_TEXT"]=> string(13904) "

Выставкой называют временное публичное представление разных достижений. Это может быть область науки, техники, искусства, культуры и многое другое. Вне зависимости от цели выставки предметы должны быть представлены в наиболее выгодном свете, а также быть хорошо различимыми, чтобы человек мог рассмотреть все детали. Поэтому главная роль здесь отводится освещению. Представление в выгодном свете особенно важно для коммерческих выставок, например, в автосалонах.

Услуги освещения галерей и музеев Освещение экспонатов музея

Организовать освещение для выставки – это сложная светотехническая задача со множеством нюансов и тонкостей. Главная сложность состоит в том, что при организации света нужно выполнить две различные задачи:

  • Наиболее показательно и выразительно представить экспонат. Свет должен помочь отразить важные характеристики, вызвать у зрителя отклик, поддержать интерес и создать в его памяти запоминающийся образ.
  • Сохранить экспонат в первозданном виде, в первую очередь защитив его от воздействия света, который одновременно выступает одним из главных аспектов в выставочном зале.

Как организовать световое освещение выставки

При проектировании системы освещения выставочного зала, как и в случае с освещением музея, необходимо учитывать, каким маршрутом перемещаются посетители. Это зависит от конфигурации зала или залов, а также расположения выставочных экспонатов. В целом в выставочном зале используют 2 типа освещения:

  • Общий рассеянный свет. Создается за счет световых плоскостей и отражения от них.
  • Направленный акцентирующий. Это свет непосредственно для подсветки экспонатов.

Яркость света и освещенность на выставке должны быть такими, чтобы избежать появления бликов на поверхности экспонатов, ослепления посетителей и дисбаланса в освещении отдельных зон. Особое внимание уделяют углу падения света на предметы экспозиции:

  • Угол падения прямого света на плоские экспонаты. В среднем составляет 45-75° по отношению к горизонтали. Если сделать меньший угол, будет слепящий эффект от блестящих поверхностей. При большем угле от рамок и фактур появляются тени.
  • Угол падения прямого света на объемные экспонаты. Составляет 30-50°, поскольку так удается максимально эффективно подчеркнуть форму и детали предмета.

Более подробные требования и особенности выставочного света можно найти в СП 23-102-2003. Согласно п. 8.21, направление падения светового потока на зону выставки обозначается углом φ. Он зависит от расположения световых проемов. Это и есть угол падения прямого света на экспонаты.

Еще есть угол β – защитный угол, под которым человек видит нижний край светопроема. Он должен составлять не менее 30°. При этом простенки и стены можно использовать для размещения экспонатов при условии высоты подоконника выше 1,2 м.

Схема падения света при освещении музея

Во избежание старения экспонатов нужно соблюдать уровень освещенности. Он зависит от материалов:

  • для газетной бумаги, тканей и акварели – не более 50 лк;
  • для масляной живописи – не более 150 лк;
  • для драгоценных камней и металлов – не более 500 лк.

Естественное освещение выставок

Естественное освещение выставочного зала имеет определенное ограничение. Во избежание слепящего действия световые проемы оборудуют жалюзи или экранами. Не менее важно, чтобы окна не попадали в поле зрения посетителей при обзоре экспонатов. Нормированное значение КЕО для выставочных залов приведено в таблице.

Тип экспонатов Среднее значение КЕО, % Отношение максимального КЕО к минимальному, не более
Агрегаты, машины, установки 3,0 3,0
Военно-исторические и исторические 1,0 3,0
Археологические, антропологические, этнографические 1,0 2,0
Скульптура, мебель, архитектура 1,5 2,0
Плакаты, гравюры, ковры, ткани, монументальная и станковая живопись 1,5 1,3

Инсоляция помещения (прямой солнечный свет) исключается для выставок произведений живописи и графики, представления тканей, гобеленов и ковров. Это объясняется разрушающим действием солнечных лучей на ткани, бумагу и красители. Чтобы исключить попадание прямых солнечных лучей, для таких выставок выбирают ориентацию на север, северо-восток или северо-запад. При другой ориентации должны использоваться регулируемые жалюзи: междурамные или наружные.

string(3) "112"
«Наружное освещение» из нашего каталога

Для объемных экспонатов (макетов, скульптур и машин), наоборот, предпочтительнее солнечный свет, поскольку он наиболее эффектно выделяет форму и детали. Здесь подойдет ориентация помещения на юг, юго-запад или юго-восток.

Выбор светильников и осветительного оборудования

Для искусственного освещения выставки необходимо использовать светильники с излучением, по цветовой температуре максимально приближенному к дневному. Подсвет, т. е. свет, идущий снизу и сбоку, организуют с применением осветительной арматуры. Ее размещают скрыто от посетителей. Можно встроить в мебель, подвесной потолок, экспозиционное оборудование. Неравномерность яркости при подсвете должна быть не более 40:1.

Пример освещения галереи Освещение в картинной галерее

Требования к выставочным светильникам:

  • Минимальный коэффициент пульсации. Приветствуется применение специальных аксессуаров: матовых светорассеивателей, антибликовых решеток, экранирующих шторок и прочих приспособлений, которые сводят к минимуму слепящее воздействие света.
  • Максимальный индекс цветопередачи. Это важно для точной передачи оригинальных цветов. Именно по этой причине светодиодное освещение для выставки считают оптимальным. Светодиоды позволяют передать всю яркость полотен.
  • Функция регулировки цветовой температуры. Это важно, поскольку освещать экспонаты нужно светом, по цветовой температуре максимально приближенным к оттенкам, использованным автором в его работе. Функция регулировки позволяет корректировать температуру, а при смене экспозиции легко подкорректировать свет под новые экспонаты. Еще здесь будут удобны трековые светильники, позволяющие легко перенаправить свет в нужную форму.

Не менее важно, чтобы свет не оказывал разрушающего воздействия на предметы выставки. Здесь необходимым условием выступает отсутствие или сведение к минимуму инфракрасного и ультрафиолетового спектра. Этому требованию полностью отвечают светодиодные светильники. Кроме того, они практически не выделяют тепла, что исключает нагрев освещаемой поверхности и ее порчу.

Дмитрий Петров

" ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["~DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["~PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["DETAIL_PICTURE"]=> bool(false) ["~DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["ACTIVE_FROM"]=> NULL ["~ACTIVE_FROM"]=> NULL ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(71) "/blog/osveshchenie-dlya-vystavki-pravila-i-osobennosti-proektirovaniya/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(71) "/blog/osveshchenie-dlya-vystavki-pravila-i-osobennosti-proektirovaniya/" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(64) "osveshchenie-dlya-vystavki-pravila-i-osobennosti-proektirovaniya" ["~CODE"]=> string(64) "osveshchenie-dlya-vystavki-pravila-i-osobennosti-proektirovaniya" ["EXTERNAL_ID"]=> string(5) "22078" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(5) "22078" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["LID"]=> string(2) "s2" ["~LID"]=> string(2) "s2" ["NAV_RESULT"]=> bool(false) ["DISPLAY_ACTIVE_FROM"]=> string(0) "" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(8) { ["SECTION_META_KEYWORDS"]=> string(99) "Освещение выставочного зала: основные правила и нормы" ["SECTION_PAGE_TITLE"]=> string(99) "Освещение выставочного зала: основные правила и нормы" ["ELEMENT_META_KEYWORDS"]=> string(99) "Освещение выставочного зала: основные правила и нормы" ["ELEMENT_PAGE_TITLE"]=> string(99) "Освещение выставочного зала: основные правила и нормы" ["ELEMENT_META_TITLE"]=> string(81) "Нормы и правила освещения выставочного зала" ["ELEMENT_META_DESCRIPTION"]=> string(273) "Как правильно организовать освещение для выставки: нормы, требования, особенности. Выбор светового оборудования, естественный и искусственный свет." ["SECTION_META_TITLE"]=> string(90) "Нормы и правила: полезные статьи от компании КСО-1" ["SECTION_META_DESCRIPTION"]=> string(294) "Все о нормах и правилах от КСО-1: актуальная информация и практические советы. Узнайте больше и обеспечьте соответствие вашему проекту. Читайте полезные статьи. " } ["FIELDS"]=> array(4) { ["TAGS"]=> string(0) "" ["DATE_ACTIVE_FROM"]=> NULL ["SHOW_COUNTER"]=> string(4) "2901" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "27.09.2024 09:16:33" } ["PROPERTIES"]=> array(1) { ["GALLERY"]=> &array(36) { ["ID"]=> string(3) "441" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2022-12-21 15:12:28" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "82" ["NAME"]=> string(14) "Галерея" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(7) "GALLERY" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "F" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> string(2) "92" ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> bool(false) ["VALUE"]=> bool(false) ["DESCRIPTION"]=> bool(false) ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> bool(false) ["~DESCRIPTION"]=> bool(false) ["~NAME"]=> string(14) "Галерея" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } } ["DISPLAY_PROPERTIES"]=> array(0) { } ["IBLOCK"]=> array(92) { ["ID"]=> string(2) "82" ["~ID"]=> string(2) "82" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "01.10.2024 10:57:32" ["~TIMESTAMP_X"]=> string(19) "01.10.2024 10:57:32" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["LID"]=> string(2) "s2" ["~LID"]=> string(2) "s2" ["CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["API_CODE"]=> NULL ["~API_CODE"]=> NULL ["REST_ON"]=> string(1) "N" ["~REST_ON"]=> string(1) "N" ["NAME"]=> string(8) "Блог" ["~NAME"]=> string(8) "Блог" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(46) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(46) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/" ["SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["~SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(30) "https://blog/vbf_incorp2_blog/" ["~CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(30) "https://blog/vbf_incorp2_blog/" ["PICTURE"]=> NULL ["~PICTURE"]=> NULL ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["~DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["~RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["~RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["~RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~XML_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["TMP_ID"]=> string(32) "42bce02cf273aea57f5cf2be0ae08868" ["~TMP_ID"]=> string(32) "42bce02cf273aea57f5cf2be0ae08868" ["INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["~WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["BIZPROC"]=> string(1) "N" ["~BIZPROC"]=> string(1) "N" ["SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["~SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["LIST_MODE"]=> string(0) "" ["~LIST_MODE"]=> string(0) "" ["RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["~RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "Y" ["~SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "Y" ["PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["~PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["~VERSION"]=> string(1) "1" ["LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["~LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["~SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["~SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["~SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["ELEMENTS_NAME"]=> string(12) "Статьи" ["~ELEMENTS_NAME"]=> string(12) "Статьи" ["ELEMENT_NAME"]=> string(12) "Статья" ["~ELEMENT_NAME"]=> string(12) "Статья" ["EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["SERVER_NAME"]=> string(0) "" ["~SERVER_NAME"]=> string(0) "" } ["SECTION"]=> array(1) { ["PATH"]=> array(1) { [0]=> array(31) { ["ID"]=> string(3) "783" ["~ID"]=> string(3) "783" ["CODE"]=> string(15) "normy-i-pravila" ["~CODE"]=> string(15) "normy-i-pravila" ["XML_ID"]=> NULL ["~XML_ID"]=> NULL ["EXTERNAL_ID"]=> NULL ["~EXTERNAL_ID"]=> NULL ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "82" ["~IBLOCK_ID"]=> string(2) "82" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" ["NAME"]=> string(28) "Нормы и правила" ["~NAME"]=> string(28) "Нормы и правила" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" ["~DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" ["SECTION_PAGE_URL"]=> string(22) "/blog/normy-i-pravila/" ["~SECTION_PAGE_URL"]=> string(22) "/blog/normy-i-pravila/" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["GLOBAL_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~GLOBAL_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(8) { ["SECTION_META_KEYWORDS"]=> string(28) "Нормы и правила" ["SECTION_PAGE_TITLE"]=> string(28) "Нормы и правила" ["ELEMENT_META_TITLE"]=> string(28) "Нормы и правила" ["ELEMENT_META_KEYWORDS"]=> string(28) "Нормы и правила" ["ELEMENT_META_DESCRIPTION"]=> string(28) "Нормы и правила" ["ELEMENT_PAGE_TITLE"]=> string(28) "Нормы и правила" ["SECTION_META_TITLE"]=> string(90) "Нормы и правила: полезные статьи от компании КСО-1" ["SECTION_META_DESCRIPTION"]=> string(294) "Все о нормах и правилах от КСО-1: актуальная информация и практические советы. Узнайте больше и обеспечьте соответствие вашему проекту. Читайте полезные статьи. " } } } } ["SECTION_URL"]=> string(22) "/blog/normy-i-pravila/" ["META_TAGS"]=> array(5) { ["TITLE"]=> string(99) "Освещение выставочного зала: основные правила и нормы" ["ELEMENT_CHAIN"]=> string(99) "Освещение выставочного зала: основные правила и нормы" ["BROWSER_TITLE"]=> string(81) "Нормы и правила освещения выставочного зала" ["KEYWORDS"]=> string(99) "Освещение выставочного зала: основные правила и нормы" ["DESCRIPTION"]=> string(273) "Как правильно организовать освещение для выставки: нормы, требования, особенности. Выбор светового оборудования, естественный и искусственный свет." } }
2901

Выставкой называют временное публичное представление разных достижений. Это может быть область науки, техники, искусства, культуры и многое другое. Вне зависимости от цели выставки предметы должны быть представлены в наиболее выгодном свете, а также быть хорошо различимыми, чтобы человек мог рассмотреть все детали. Поэтому главная роль здесь отводится освещению. Представление в выгодном свете особенно важно для коммерческих выставок, например, в автосалонах.

Услуги освещения галерей и музеев Освещение экспонатов музея

Организовать освещение для выставки – это сложная светотехническая задача со множеством нюансов и тонкостей. Главная сложность состоит в том, что при организации света нужно выполнить две различные задачи:

  • Наиболее показательно и выразительно представить экспонат. Свет должен помочь отразить важные характеристики, вызвать у зрителя отклик, поддержать интерес и создать в его памяти запоминающийся образ.
  • Сохранить экспонат в первозданном виде, в первую очередь защитив его от воздействия света, который одновременно выступает одним из главных аспектов в выставочном зале.

Как организовать световое освещение выставки

При проектировании системы освещения выставочного зала, как и в случае с освещением музея, необходимо учитывать, каким маршрутом перемещаются посетители. Это зависит от конфигурации зала или залов, а также расположения выставочных экспонатов. В целом в выставочном зале используют 2 типа освещения:

  • Общий рассеянный свет. Создается за счет световых плоскостей и отражения от них.
  • Направленный акцентирующий. Это свет непосредственно для подсветки экспонатов.

Яркость света и освещенность на выставке должны быть такими, чтобы избежать появления бликов на поверхности экспонатов, ослепления посетителей и дисбаланса в освещении отдельных зон. Особое внимание уделяют углу падения света на предметы экспозиции:

  • Угол падения прямого света на плоские экспонаты. В среднем составляет 45-75° по отношению к горизонтали. Если сделать меньший угол, будет слепящий эффект от блестящих поверхностей. При большем угле от рамок и фактур появляются тени.
  • Угол падения прямого света на объемные экспонаты. Составляет 30-50°, поскольку так удается максимально эффективно подчеркнуть форму и детали предмета.

Более подробные требования и особенности выставочного света можно найти в СП 23-102-2003. Согласно п. 8.21, направление падения светового потока на зону выставки обозначается углом φ. Он зависит от расположения световых проемов. Это и есть угол падения прямого света на экспонаты.

Еще есть угол β – защитный угол, под которым человек видит нижний край светопроема. Он должен составлять не менее 30°. При этом простенки и стены можно использовать для размещения экспонатов при условии высоты подоконника выше 1,2 м.

Схема падения света при освещении музея

Во избежание старения экспонатов нужно соблюдать уровень освещенности. Он зависит от материалов:

  • для газетной бумаги, тканей и акварели – не более 50 лк;
  • для масляной живописи – не более 150 лк;
  • для драгоценных камней и металлов – не более 500 лк.

Естественное освещение выставок

Естественное освещение выставочного зала имеет определенное ограничение. Во избежание слепящего действия световые проемы оборудуют жалюзи или экранами. Не менее важно, чтобы окна не попадали в поле зрения посетителей при обзоре экспонатов. Нормированное значение КЕО для выставочных залов приведено в таблице.

Тип экспонатов Среднее значение КЕО, % Отношение максимального КЕО к минимальному, не более
Агрегаты, машины, установки 3,0 3,0
Военно-исторические и исторические 1,0 3,0
Археологические, антропологические, этнографические 1,0 2,0
Скульптура, мебель, архитектура 1,5 2,0
Плакаты, гравюры, ковры, ткани, монументальная и станковая живопись 1,5 1,3

Инсоляция помещения (прямой солнечный свет) исключается для выставок произведений живописи и графики, представления тканей, гобеленов и ковров. Это объясняется разрушающим действием солнечных лучей на ткани, бумагу и красители. Чтобы исключить попадание прямых солнечных лучей, для таких выставок выбирают ориентацию на север, северо-восток или северо-запад. При другой ориентации должны использоваться регулируемые жалюзи: междурамные или наружные.

string(3) "112"
«Наружное освещение» из нашего каталога

Для объемных экспонатов (макетов, скульптур и машин), наоборот, предпочтительнее солнечный свет, поскольку он наиболее эффектно выделяет форму и детали. Здесь подойдет ориентация помещения на юг, юго-запад или юго-восток.

Выбор светильников и осветительного оборудования

Для искусственного освещения выставки необходимо использовать светильники с излучением, по цветовой температуре максимально приближенному к дневному. Подсвет, т. е. свет, идущий снизу и сбоку, организуют с применением осветительной арматуры. Ее размещают скрыто от посетителей. Можно встроить в мебель, подвесной потолок, экспозиционное оборудование. Неравномерность яркости при подсвете должна быть не более 40:1.

Пример освещения галереи Освещение в картинной галерее

Требования к выставочным светильникам:

  • Минимальный коэффициент пульсации. Приветствуется применение специальных аксессуаров: матовых светорассеивателей, антибликовых решеток, экранирующих шторок и прочих приспособлений, которые сводят к минимуму слепящее воздействие света.
  • Максимальный индекс цветопередачи. Это важно для точной передачи оригинальных цветов. Именно по этой причине светодиодное освещение для выставки считают оптимальным. Светодиоды позволяют передать всю яркость полотен.
  • Функция регулировки цветовой температуры. Это важно, поскольку освещать экспонаты нужно светом, по цветовой температуре максимально приближенным к оттенкам, использованным автором в его работе. Функция регулировки позволяет корректировать температуру, а при смене экспозиции легко подкорректировать свет под новые экспонаты. Еще здесь будут удобны трековые светильники, позволяющие легко перенаправить свет в нужную форму.

Не менее важно, чтобы свет не оказывал разрушающего воздействия на предметы выставки. Здесь необходимым условием выступает отсутствие или сведение к минимуму инфракрасного и ультрафиолетового спектра. Этому требованию полностью отвечают светодиодные светильники. Кроме того, они практически не выделяют тепла, что исключает нагрев освещаемой поверхности и ее порчу.

Дмитрий Петров

Другие новости

Возврат к списку
Складские остатки