Освещение выставочного зала: основные правила и нормы
- Наиболее показательно и выразительно представить экспонат. Свет должен помочь отразить важные характеристики, вызвать у зрителя отклик, поддержать интерес и создать в его памяти запоминающийся образ.
- Сохранить экспонат в первозданном виде, в первую очередь защитив его от воздействия света, который одновременно выступает одним из главных аспектов в выставочном зале.
Как организовать световое освещение выставки
При проектировании системы освещения выставочного зала, как и в случае с освещением музея, необходимо учитывать, каким маршрутом перемещаются посетители. Это зависит от конфигурации зала или залов, а также расположения выставочных экспонатов. В целом в выставочном зале используют 2 типа освещения:
- Общий рассеянный свет. Создается за счет световых плоскостей и отражения от них.
- Направленный акцентирующий. Это свет непосредственно для подсветки экспонатов.
Яркость света и освещенность на выставке должны быть такими, чтобы избежать появления бликов на поверхности экспонатов, ослепления посетителей и дисбаланса в освещении отдельных зон. Особое внимание уделяют углу падения света на предметы экспозиции:
- Угол падения прямого света на плоские экспонаты. В среднем составляет 45-75° по отношению к горизонтали. Если сделать меньший угол, будет слепящий эффект от блестящих поверхностей. При большем угле от рамок и фактур появляются тени.
- Угол падения прямого света на объемные экспонаты. Составляет 30-50°, поскольку так удается максимально эффективно подчеркнуть форму и детали предмета.
Более подробные требования и особенности выставочного света можно найти в СП 23-102-2003. Согласно п. 8.21, направление падения светового потока на зону выставки обозначается углом φ. Он зависит от расположения световых проемов. Это и есть угол падения прямого света на экспонаты.
Еще есть угол β – защитный угол, под которым человек видит нижний край светопроема. Он должен составлять не менее 30°. При этом простенки и стены можно использовать для размещения экспонатов при условии высоты подоконника выше 1,2 м.
Во избежание старения экспонатов нужно соблюдать уровень освещенности. Он зависит от материалов:
- для газетной бумаги, тканей и акварели – не более 50 лк;
- для масляной живописи – не более 150 лк;
- для драгоценных камней и металлов – не более 500 лк.
Естественное освещение выставок
Естественное освещение выставочного зала имеет определенное ограничение. Во избежание слепящего действия световые проемы оборудуют жалюзи или экранами. Не менее важно, чтобы окна не попадали в поле зрения посетителей при обзоре экспонатов. Нормированное значение КЕО для выставочных залов приведено в таблице.
Тип экспонатов | Среднее значение КЕО, % | Отношение максимального КЕО к минимальному, не более | |
---|---|---|---|
Агрегаты, машины, установки | 3,0 | 3,0 | |
Военно-исторические и исторические | 1,0 | 3,0 | |
Археологические, антропологические, этнографические | 1,0 | 2,0 | |
Скульптура, мебель, архитектура | 1,5 | 2,0 | |
Плакаты, гравюры, ковры, ткани, монументальная и станковая живопись | 1,5 | 1,3 |
Инсоляция помещения (прямой солнечный свет) исключается для выставок произведений живописи и графики, представления тканей, гобеленов и ковров. Это объясняется разрушающим действием солнечных лучей на ткани, бумагу и красители. Чтобы исключить попадание прямых солнечных лучей, для таких выставок выбирают ориентацию на север, северо-восток или северо-запад. При другой ориентации должны использоваться регулируемые жалюзи: междурамные или наружные.
Для объемных экспонатов (макетов, скульптур и машин), наоборот, предпочтительнее солнечный свет, поскольку он наиболее эффектно выделяет форму и детали. Здесь подойдет ориентация помещения на юг, юго-запад или юго-восток.
Выбор светильников и осветительного оборудования
Для искусственного освещения выставки необходимо использовать светильники с излучением, по цветовой температуре максимально приближенному к дневному. Подсвет, т. е. свет, идущий снизу и сбоку, организуют с применением осветительной арматуры. Ее размещают скрыто от посетителей. Можно встроить в мебель, подвесной потолок, экспозиционное оборудование. Неравномерность яркости при подсвете должна быть не более 40:1.
Требования к выставочным светильникам:
- Минимальный коэффициент пульсации. Приветствуется применение специальных аксессуаров: матовых светорассеивателей, антибликовых решеток, экранирующих шторок и прочих приспособлений, которые сводят к минимуму слепящее воздействие света.
- Максимальный индекс цветопередачи. Это важно для точной передачи оригинальных цветов. Именно по этой причине светодиодное освещение для выставки считают оптимальным. Светодиоды позволяют передать всю яркость полотен.
- Функция регулировки цветовой температуры. Это важно, поскольку освещать экспонаты нужно светом, по цветовой температуре максимально приближенным к оттенкам, использованным автором в его работе. Функция регулировки позволяет корректировать температуру, а при смене экспозиции легко подкорректировать свет под новые экспонаты. Еще здесь будут удобны трековые светильники, позволяющие легко перенаправить свет в нужную форму.
Не менее важно, чтобы свет не оказывал разрушающего воздействия на предметы выставки. Здесь необходимым условием выступает отсутствие или сведение к минимуму инфракрасного и ультрафиолетового спектра. Этому требованию полностью отвечают светодиодные светильники. Кроме того, они практически не выделяют тепла, что исключает нагрев освещаемой поверхности и ее порчу.
Дмитрий Петров
" ["~DETAIL_TEXT"]=> string(13904) "Выставкой называют временное публичное представление разных достижений. Это может быть область науки, техники, искусства, культуры и многое другое. Вне зависимости от цели выставки предметы должны быть представлены в наиболее выгодном свете, а также быть хорошо различимыми, чтобы человек мог рассмотреть все детали. Поэтому главная роль здесь отводится освещению. Представление в выгодном свете особенно важно для коммерческих выставок, например, в автосалонах.
Организовать освещение для выставки – это сложная светотехническая задача со множеством нюансов и тонкостей. Главная сложность состоит в том, что при организации света нужно выполнить две различные задачи:
- Наиболее показательно и выразительно представить экспонат. Свет должен помочь отразить важные характеристики, вызвать у зрителя отклик, поддержать интерес и создать в его памяти запоминающийся образ.
- Сохранить экспонат в первозданном виде, в первую очередь защитив его от воздействия света, который одновременно выступает одним из главных аспектов в выставочном зале.
Как организовать световое освещение выставки
При проектировании системы освещения выставочного зала, как и в случае с освещением музея, необходимо учитывать, каким маршрутом перемещаются посетители. Это зависит от конфигурации зала или залов, а также расположения выставочных экспонатов. В целом в выставочном зале используют 2 типа освещения:
- Общий рассеянный свет. Создается за счет световых плоскостей и отражения от них.
- Направленный акцентирующий. Это свет непосредственно для подсветки экспонатов.
Яркость света и освещенность на выставке должны быть такими, чтобы избежать появления бликов на поверхности экспонатов, ослепления посетителей и дисбаланса в освещении отдельных зон. Особое внимание уделяют углу падения света на предметы экспозиции:
- Угол падения прямого света на плоские экспонаты. В среднем составляет 45-75° по отношению к горизонтали. Если сделать меньший угол, будет слепящий эффект от блестящих поверхностей. При большем угле от рамок и фактур появляются тени.
- Угол падения прямого света на объемные экспонаты. Составляет 30-50°, поскольку так удается максимально эффективно подчеркнуть форму и детали предмета.
Более подробные требования и особенности выставочного света можно найти в СП 23-102-2003. Согласно п. 8.21, направление падения светового потока на зону выставки обозначается углом φ. Он зависит от расположения световых проемов. Это и есть угол падения прямого света на экспонаты.
Еще есть угол β – защитный угол, под которым человек видит нижний край светопроема. Он должен составлять не менее 30°. При этом простенки и стены можно использовать для размещения экспонатов при условии высоты подоконника выше 1,2 м.
Во избежание старения экспонатов нужно соблюдать уровень освещенности. Он зависит от материалов:
- для газетной бумаги, тканей и акварели – не более 50 лк;
- для масляной живописи – не более 150 лк;
- для драгоценных камней и металлов – не более 500 лк.
Естественное освещение выставок
Естественное освещение выставочного зала имеет определенное ограничение. Во избежание слепящего действия световые проемы оборудуют жалюзи или экранами. Не менее важно, чтобы окна не попадали в поле зрения посетителей при обзоре экспонатов. Нормированное значение КЕО для выставочных залов приведено в таблице.
Тип экспонатов | Среднее значение КЕО, % | Отношение максимального КЕО к минимальному, не более | |
---|---|---|---|
Агрегаты, машины, установки | 3,0 | 3,0 | |
Военно-исторические и исторические | 1,0 | 3,0 | |
Археологические, антропологические, этнографические | 1,0 | 2,0 | |
Скульптура, мебель, архитектура | 1,5 | 2,0 | |
Плакаты, гравюры, ковры, ткани, монументальная и станковая живопись | 1,5 | 1,3 |
Инсоляция помещения (прямой солнечный свет) исключается для выставок произведений живописи и графики, представления тканей, гобеленов и ковров. Это объясняется разрушающим действием солнечных лучей на ткани, бумагу и красители. Чтобы исключить попадание прямых солнечных лучей, для таких выставок выбирают ориентацию на север, северо-восток или северо-запад. При другой ориентации должны использоваться регулируемые жалюзи: междурамные или наружные.
Для объемных экспонатов (макетов, скульптур и машин), наоборот, предпочтительнее солнечный свет, поскольку он наиболее эффектно выделяет форму и детали. Здесь подойдет ориентация помещения на юг, юго-запад или юго-восток.
Выбор светильников и осветительного оборудования
Для искусственного освещения выставки необходимо использовать светильники с излучением, по цветовой температуре максимально приближенному к дневному. Подсвет, т. е. свет, идущий снизу и сбоку, организуют с применением осветительной арматуры. Ее размещают скрыто от посетителей. Можно встроить в мебель, подвесной потолок, экспозиционное оборудование. Неравномерность яркости при подсвете должна быть не более 40:1.
Требования к выставочным светильникам:
- Минимальный коэффициент пульсации. Приветствуется применение специальных аксессуаров: матовых светорассеивателей, антибликовых решеток, экранирующих шторок и прочих приспособлений, которые сводят к минимуму слепящее воздействие света.
- Максимальный индекс цветопередачи. Это важно для точной передачи оригинальных цветов. Именно по этой причине светодиодное освещение для выставки считают оптимальным. Светодиоды позволяют передать всю яркость полотен.
- Функция регулировки цветовой температуры. Это важно, поскольку освещать экспонаты нужно светом, по цветовой температуре максимально приближенным к оттенкам, использованным автором в его работе. Функция регулировки позволяет корректировать температуру, а при смене экспозиции легко подкорректировать свет под новые экспонаты. Еще здесь будут удобны трековые светильники, позволяющие легко перенаправить свет в нужную форму.
Не менее важно, чтобы свет не оказывал разрушающего воздействия на предметы выставки. Здесь необходимым условием выступает отсутствие или сведение к минимуму инфракрасного и ультрафиолетового спектра. Этому требованию полностью отвечают светодиодные светильники. Кроме того, они практически не выделяют тепла, что исключает нагрев освещаемой поверхности и ее порчу.
Дмитрий Петров
" ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["~DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["~PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["DETAIL_PICTURE"]=> bool(false) ["~DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["ACTIVE_FROM"]=> NULL ["~ACTIVE_FROM"]=> NULL ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(71) "/blog/osveshchenie-dlya-vystavki-pravila-i-osobennosti-proektirovaniya/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(71) "/blog/osveshchenie-dlya-vystavki-pravila-i-osobennosti-proektirovaniya/" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(64) "osveshchenie-dlya-vystavki-pravila-i-osobennosti-proektirovaniya" ["~CODE"]=> string(64) "osveshchenie-dlya-vystavki-pravila-i-osobennosti-proektirovaniya" ["EXTERNAL_ID"]=> string(5) "22078" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(5) "22078" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["LID"]=> string(2) "s2" ["~LID"]=> string(2) "s2" ["NAV_RESULT"]=> bool(false) ["DISPLAY_ACTIVE_FROM"]=> string(0) "" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(8) { ["SECTION_META_KEYWORDS"]=> string(99) "Освещение выставочного зала: основные правила и нормы" ["SECTION_PAGE_TITLE"]=> string(99) "Освещение выставочного зала: основные правила и нормы" ["ELEMENT_META_KEYWORDS"]=> string(99) "Освещение выставочного зала: основные правила и нормы" ["ELEMENT_PAGE_TITLE"]=> string(99) "Освещение выставочного зала: основные правила и нормы" ["ELEMENT_META_TITLE"]=> string(81) "Нормы и правила освещения выставочного зала" ["ELEMENT_META_DESCRIPTION"]=> string(273) "Как правильно организовать освещение для выставки: нормы, требования, особенности. Выбор светового оборудования, естественный и искусственный свет." ["SECTION_META_TITLE"]=> string(90) "Нормы и правила: полезные статьи от компании КСО-1" ["SECTION_META_DESCRIPTION"]=> string(294) "Все о нормах и правилах от КСО-1: актуальная информация и практические советы. Узнайте больше и обеспечьте соответствие вашему проекту. Читайте полезные статьи. " } ["FIELDS"]=> array(4) { ["TAGS"]=> string(0) "" ["DATE_ACTIVE_FROM"]=> NULL ["SHOW_COUNTER"]=> string(4) "2901" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "27.09.2024 09:16:33" } ["PROPERTIES"]=> array(1) { ["GALLERY"]=> &array(36) { ["ID"]=> string(3) "441" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2022-12-21 15:12:28" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "82" ["NAME"]=> string(14) "Галерея" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(7) "GALLERY" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "F" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> string(2) "92" ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> bool(false) ["VALUE"]=> bool(false) ["DESCRIPTION"]=> bool(false) ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> bool(false) ["~DESCRIPTION"]=> bool(false) ["~NAME"]=> string(14) "Галерея" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } } ["DISPLAY_PROPERTIES"]=> array(0) { } ["IBLOCK"]=> array(92) { ["ID"]=> string(2) "82" ["~ID"]=> string(2) "82" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "01.10.2024 10:57:32" ["~TIMESTAMP_X"]=> string(19) "01.10.2024 10:57:32" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["LID"]=> string(2) "s2" ["~LID"]=> string(2) "s2" ["CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["API_CODE"]=> NULL ["~API_CODE"]=> NULL ["REST_ON"]=> string(1) "N" ["~REST_ON"]=> string(1) "N" ["NAME"]=> string(8) "Блог" ["~NAME"]=> string(8) "Блог" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(46) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(46) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/" ["SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["~SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(30) "https://blog/vbf_incorp2_blog/" ["~CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(30) "https://blog/vbf_incorp2_blog/" ["PICTURE"]=> NULL ["~PICTURE"]=> NULL ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["~DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["~RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["~RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["~RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~XML_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["TMP_ID"]=> string(32) "42bce02cf273aea57f5cf2be0ae08868" ["~TMP_ID"]=> string(32) "42bce02cf273aea57f5cf2be0ae08868" ["INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["~WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["BIZPROC"]=> string(1) "N" ["~BIZPROC"]=> string(1) "N" ["SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["~SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["LIST_MODE"]=> string(0) "" ["~LIST_MODE"]=> string(0) "" ["RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["~RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "Y" ["~SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "Y" ["PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["~PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["~VERSION"]=> string(1) "1" ["LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["~LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["~SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["~SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["~SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["ELEMENTS_NAME"]=> string(12) "Статьи" ["~ELEMENTS_NAME"]=> string(12) "Статьи" ["ELEMENT_NAME"]=> string(12) "Статья" ["~ELEMENT_NAME"]=> string(12) "Статья" ["EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["SERVER_NAME"]=> string(0) "" ["~SERVER_NAME"]=> string(0) "" } ["SECTION"]=> array(1) { ["PATH"]=> array(1) { [0]=> array(31) { ["ID"]=> string(3) "783" ["~ID"]=> string(3) "783" ["CODE"]=> string(15) "normy-i-pravila" ["~CODE"]=> string(15) "normy-i-pravila" ["XML_ID"]=> NULL ["~XML_ID"]=> NULL ["EXTERNAL_ID"]=> NULL ["~EXTERNAL_ID"]=> NULL ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "82" ["~IBLOCK_ID"]=> string(2) "82" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" ["NAME"]=> string(28) "Нормы и правила" ["~NAME"]=> string(28) "Нормы и правила" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" ["~DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" ["SECTION_PAGE_URL"]=> string(22) "/blog/normy-i-pravila/" ["~SECTION_PAGE_URL"]=> string(22) "/blog/normy-i-pravila/" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["GLOBAL_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~GLOBAL_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(8) { ["SECTION_META_KEYWORDS"]=> string(28) "Нормы и правила" ["SECTION_PAGE_TITLE"]=> string(28) "Нормы и правила" ["ELEMENT_META_TITLE"]=> string(28) "Нормы и правила" ["ELEMENT_META_KEYWORDS"]=> string(28) "Нормы и правила" ["ELEMENT_META_DESCRIPTION"]=> string(28) "Нормы и правила" ["ELEMENT_PAGE_TITLE"]=> string(28) "Нормы и правила" ["SECTION_META_TITLE"]=> string(90) "Нормы и правила: полезные статьи от компании КСО-1" ["SECTION_META_DESCRIPTION"]=> string(294) "Все о нормах и правилах от КСО-1: актуальная информация и практические советы. Узнайте больше и обеспечьте соответствие вашему проекту. Читайте полезные статьи. " } } } } ["SECTION_URL"]=> string(22) "/blog/normy-i-pravila/" ["META_TAGS"]=> array(5) { ["TITLE"]=> string(99) "Освещение выставочного зала: основные правила и нормы" ["ELEMENT_CHAIN"]=> string(99) "Освещение выставочного зала: основные правила и нормы" ["BROWSER_TITLE"]=> string(81) "Нормы и правила освещения выставочного зала" ["KEYWORDS"]=> string(99) "Освещение выставочного зала: основные правила и нормы" ["DESCRIPTION"]=> string(273) "Как правильно организовать освещение для выставки: нормы, требования, особенности. Выбор светового оборудования, естественный и искусственный свет." } }Выставкой называют временное публичное представление разных достижений. Это может быть область науки, техники, искусства, культуры и многое другое. Вне зависимости от цели выставки предметы должны быть представлены в наиболее выгодном свете, а также быть хорошо различимыми, чтобы человек мог рассмотреть все детали. Поэтому главная роль здесь отводится освещению. Представление в выгодном свете особенно важно для коммерческих выставок, например, в автосалонах.
Организовать освещение для выставки – это сложная светотехническая задача со множеством нюансов и тонкостей. Главная сложность состоит в том, что при организации света нужно выполнить две различные задачи:
- Наиболее показательно и выразительно представить экспонат. Свет должен помочь отразить важные характеристики, вызвать у зрителя отклик, поддержать интерес и создать в его памяти запоминающийся образ.
- Сохранить экспонат в первозданном виде, в первую очередь защитив его от воздействия света, который одновременно выступает одним из главных аспектов в выставочном зале.
Как организовать световое освещение выставки
При проектировании системы освещения выставочного зала, как и в случае с освещением музея, необходимо учитывать, каким маршрутом перемещаются посетители. Это зависит от конфигурации зала или залов, а также расположения выставочных экспонатов. В целом в выставочном зале используют 2 типа освещения:
- Общий рассеянный свет. Создается за счет световых плоскостей и отражения от них.
- Направленный акцентирующий. Это свет непосредственно для подсветки экспонатов.
Яркость света и освещенность на выставке должны быть такими, чтобы избежать появления бликов на поверхности экспонатов, ослепления посетителей и дисбаланса в освещении отдельных зон. Особое внимание уделяют углу падения света на предметы экспозиции:
- Угол падения прямого света на плоские экспонаты. В среднем составляет 45-75° по отношению к горизонтали. Если сделать меньший угол, будет слепящий эффект от блестящих поверхностей. При большем угле от рамок и фактур появляются тени.
- Угол падения прямого света на объемные экспонаты. Составляет 30-50°, поскольку так удается максимально эффективно подчеркнуть форму и детали предмета.
Более подробные требования и особенности выставочного света можно найти в СП 23-102-2003. Согласно п. 8.21, направление падения светового потока на зону выставки обозначается углом φ. Он зависит от расположения световых проемов. Это и есть угол падения прямого света на экспонаты.
Еще есть угол β – защитный угол, под которым человек видит нижний край светопроема. Он должен составлять не менее 30°. При этом простенки и стены можно использовать для размещения экспонатов при условии высоты подоконника выше 1,2 м.
Во избежание старения экспонатов нужно соблюдать уровень освещенности. Он зависит от материалов:
- для газетной бумаги, тканей и акварели – не более 50 лк;
- для масляной живописи – не более 150 лк;
- для драгоценных камней и металлов – не более 500 лк.
Естественное освещение выставок
Естественное освещение выставочного зала имеет определенное ограничение. Во избежание слепящего действия световые проемы оборудуют жалюзи или экранами. Не менее важно, чтобы окна не попадали в поле зрения посетителей при обзоре экспонатов. Нормированное значение КЕО для выставочных залов приведено в таблице.
Тип экспонатов | Среднее значение КЕО, % | Отношение максимального КЕО к минимальному, не более | |
---|---|---|---|
Агрегаты, машины, установки | 3,0 | 3,0 | |
Военно-исторические и исторические | 1,0 | 3,0 | |
Археологические, антропологические, этнографические | 1,0 | 2,0 | |
Скульптура, мебель, архитектура | 1,5 | 2,0 | |
Плакаты, гравюры, ковры, ткани, монументальная и станковая живопись | 1,5 | 1,3 |
Инсоляция помещения (прямой солнечный свет) исключается для выставок произведений живописи и графики, представления тканей, гобеленов и ковров. Это объясняется разрушающим действием солнечных лучей на ткани, бумагу и красители. Чтобы исключить попадание прямых солнечных лучей, для таких выставок выбирают ориентацию на север, северо-восток или северо-запад. При другой ориентации должны использоваться регулируемые жалюзи: междурамные или наружные.
Для объемных экспонатов (макетов, скульптур и машин), наоборот, предпочтительнее солнечный свет, поскольку он наиболее эффектно выделяет форму и детали. Здесь подойдет ориентация помещения на юг, юго-запад или юго-восток.
Выбор светильников и осветительного оборудования
Для искусственного освещения выставки необходимо использовать светильники с излучением, по цветовой температуре максимально приближенному к дневному. Подсвет, т. е. свет, идущий снизу и сбоку, организуют с применением осветительной арматуры. Ее размещают скрыто от посетителей. Можно встроить в мебель, подвесной потолок, экспозиционное оборудование. Неравномерность яркости при подсвете должна быть не более 40:1.
Требования к выставочным светильникам:
- Минимальный коэффициент пульсации. Приветствуется применение специальных аксессуаров: матовых светорассеивателей, антибликовых решеток, экранирующих шторок и прочих приспособлений, которые сводят к минимуму слепящее воздействие света.
- Максимальный индекс цветопередачи. Это важно для точной передачи оригинальных цветов. Именно по этой причине светодиодное освещение для выставки считают оптимальным. Светодиоды позволяют передать всю яркость полотен.
- Функция регулировки цветовой температуры. Это важно, поскольку освещать экспонаты нужно светом, по цветовой температуре максимально приближенным к оттенкам, использованным автором в его работе. Функция регулировки позволяет корректировать температуру, а при смене экспозиции легко подкорректировать свет под новые экспонаты. Еще здесь будут удобны трековые светильники, позволяющие легко перенаправить свет в нужную форму.
Не менее важно, чтобы свет не оказывал разрушающего воздействия на предметы выставки. Здесь необходимым условием выступает отсутствие или сведение к минимуму инфракрасного и ультрафиолетового спектра. Этому требованию полностью отвечают светодиодные светильники. Кроме того, они практически не выделяют тепла, что исключает нагрев освещаемой поверхности и ее порчу.
Дмитрий Петров