Нормы освещения в музеях и галереях
Освещения для музеев и галерей: нормы и правила проектирования
К освещению для музеев и галерей предъявляются особенно высокие требования. Это связано с его функциональным назначением. Свет в таких учреждениях должен обеспечивать не только достаточную освещенность, но и комфортные условия для посетителей, а также акцент на экспонатах и картинах.
По этой причине особую важность приобретает именно сам свет, в частности его качественные характеристики. Очень тщательно должна быть продумана цветопередача, поскольку в музее и галерее основная цель – привлечь внимание к выставочным стендам. По такому же принципу устраивается архитектурная подсветка, которая также играет важную эстетическую роль.
Особенности освещения в музеях и галереях
Освещение для музеев достаточно сложное в плане организации, и тому есть несколько причин, связанных с особенностями музейных помещений:
- Комнаты очень просторные, поскольку должны вмещать не просто отдельные экспонаты, а целые экскурсионные группы.
- В одном помещении могут в разное время размещаться абсолютно противоположные по тематике экспозиции. Их главное отличие – расположение экспонатов: вдоль стены, по центру, на специальных витринах или пьедесталах и пр.
- Из-за специфики конфигурации здания музеев уровень естественного освещения часто низкий, поэтому приходится очень много внимания уделять именно искусственному свету.
Не менее важно организовать правильное охранное освещение. Это важный момент, поскольку в музеях хранятся ценные экспонаты, требующие соответствующего уровня защиты. Сложности организации общего освещения еще связаны с обширным перечнем задач, которые оно должно выполнять:
- Давать полноценное общее освещение для свободного перемещения людей по залам.
- Обеспечивать собранность всех объектов экспозиции.
- Расставлять акценты на конкретных предметах искусства или изделиях выставки.
- Обеспечивать безопасные условия для показа картин – некоторые из них могут терять свои краски под действием постоянного освещения.
Последнее условие касается всех слабостойких к свету экспонатов, для которых губительно слишком яркое инфракрасное или ультрафиолетовое излучение. В связи с особенностями работы музеев и галерей их освещение достаточно сложно продумать. Но задача вполне выполнима – для начала необходимо изучить нормы уровня освещенности.
Нормы освещенности для музеев и галерей по СП
Каковы нормы освещения в музеях галереях:
- 50 лк – для выставочных объектов из ткани, газетной бумаги, а также для акварели;
- 30-50 лк – экспонаты низкой светостойкости (темпера, рисунки, рукописи, марки, графика);
- 150 лк – для экспонатов со средней светостойкостью (изделия из дерева, кости, картины масляной живописи);
- 200-300 лк – крупногабаритные экспонаты высокой светостойкости (бронзовые, мраморные скульптуры);
- 300-500 лк – экспонаты высокой светостойкости с мелкими деталями (ювелирные изделия, фарфор, монеты, оружие);
- 500 лк – для драгоценных металлов и камней.
Важные требования к освещению в музеях и галереях:
- Правильно подобранная цветопередача. Она позволяет наилучшим образом передать колористическое решение произведений искусства.
- Не слишком высокая мощность светового потока. В случае с полотнами это может приводить к их выгоранию.
- Четко продуманное расстояние от источника света до экспозиции. При постоянном направленном потоке поверхность экспоната может нагреваться, что может опять же привести к его порче.
Лучшей цветопередачей на сегодня обладают светодиодные светильники. Еще одно их преимущество в том, что они практически не нагреваются, а значит, их негативное влияние на экспонаты стремится к нулю.
Особенности организации освещения в музеях и галереях
Для каждого вида выставленных экспонатов есть свои особенности освещения. К примеру, изящество скульптурных элементов можно подчеркнуть с помощью целой системы света: контрольного, контражура (располагается позади объекта) и бокового, который удаляет блики и исключает появление тени от проходящих мимо посетителей.
В целом для каждой музейной ценности оптимальной считается пропорция освещенности фона и самого экспоната 2:1. Специалисты считают, что при таком освещении на объекте будет сделан акцент, но при этом он не станет выглядеть излишне драматично.
Что еще важно учесть при организации освещения галереи или музея:
- Исключить эффект ослепления, бликование и чрезмерную контрастность.
- Соблюсти баланс между обеспечением нужных условий для экспонатов и комфорта для посетителей.
- Учесть общую идею или тематику экспозиции – дизайн освещения должен ей соответствовать.
- Минимизация инфракрасного и ультрафиолетового свечения.
- Соответствующая концепция архитектурного освещения объекта снаружи.
После 3 лет демонстрации экспонатам необходимо давать отдых, избавляя их от воздействия источников света. Это продлевает жизнь выставочных ценностей. Более подробно об организации освещения можно найти в М4153 «Рекомендации по проектированию искусственного освещения музеев, картинных галерей и выставочных залов». В документе представлена информация:
- об основных требованиях к освещению;
- его видах и системах;
- освещенности и коэффициенте запаса;
- источниках света, осветительных приборах и устройствах;
- требованиях к защите экспонатов от света;
- рекомендуемых способах освещения разных экспонатов.
Дмитрий Петров