Принципы освещения депо: нормы освещенности и выбор светильников
- на объекте должен быть как искусственный, так и естественный свет;
- все используемые осветительные приборы обязательно должны соответствовать требованиям ГОСТ;
- световой поток должен быть максимально равномерным;
- важно обеспечить нормативную освещенность всех участков депо, включая пути, производственные помещения и другие зоны.
Особенности выбора и размещения светильников
Подбирая светильники для депо, нужно учитывать коэффициент запаса, который компенсирует спад освещенности в процессе эксплуатации. Значение коэффициента устанавливается в зависимости от вида помещения, который определяется с учетом содержания загрязняющих веществ в воздушной среде, степени защиты осветительных приборов IP и их количества. Учитывая это, оптимальными для депо считают светодиодные светильники. Качество и сила их света снижаются незначительно, особенно в сравнении с устаревшими видами ламп.
Для равномерного освещения светильники располагают высоко, на балках перекрытия, или подвешивают на тросах (цепях), а при наличии мостовых кранов — на уровне ферменных затяжек. В случае с подвесными светильниками можно изменять высоту расположения относительно пола, добиваясь нужной освещенности.
Дополнительно светильники устанавливают на стенах. Расположенные здесь приборы помогают создать общее яркое освещение. Для этих целей могут применяться менее мощные приборы, поскольку расстояние от них до освещаемой поверхности меньше, чем в случае с потолочными светильниками. Не менее важно при выборе учесть цветовую температуру светильников. Для зон, где выполняется ремонт подвижных составов с обновлением лакокрасочного покрытия, выбирают приборы с нейтральной цветовой температурой и минимальной пульсацией. Это помогает избежать искаженного восприятия цвета окрашиваемой поверхности.
В особо затененных местах используется переносное освещение. Важно, чтобы длина провода, идущего от светильника, была не более 10 м. Напряжение подобных приборов обычно невысокое — на уровне 12-16 В (это позволяет избежать поражения электрическим током). Для смотровых ям, расположенных под вагонами, используются самые герметичные и защищенные светильники с IP67. Это объясняется тем, что в таких зонах сложные условия эксплуатации, сопряженные с повышенной влажностью и запыленностью.
Заказать проект и монтаж системы освещения для депо
Компания «КСО-1» оказывает услуги по разработке и монтажу систем освещения для различных объектов, включая такие, как депо. Мы производим расчет необходимого количества светильников, подготавливаем технико-экономическое обоснование, поставляем и монтируем подобранное оборудование.
В специальном разделе на сайте вы можете познакомиться с примерами наших проектов. Среди них представлен кейс по замене освещения в ремонтно-локомотивном депо, где были установлены промышленные светильники Prom-Solar-200. Осветительные приборы помогли уменьшить энергопотребление системой освещения депо в 2 раза и обеспечить освещенность 200 лк (увеличилась в 2 раза). Для заявки на разработку проекта и получения консультации свяжитесь с нами по контактному номеру или напишите в онлайн-форме обратной связи на сайте.
Дмитрий Петров
" ["~DETAIL_TEXT"]=> string(9245) "Депо представляет собой предприятие, которое обеспечивает эксплуатацию и ремонт подвижного состава, вагонов, локомотивов, трамваев, моторвагонных секций железных дорог и пожарных машин. Освещение депо должно отвечать множеству стандартов, поскольку здесь действуют повышенные требования к технике безопасности, в том числе электробезопасности. Кроме того, депо отличается от других объектов большой площадью и высокими потолками, что усложняет разработку схемы расположения светильников. Не менее важно учитывать специфику депо, где есть множество основных и дополнительных ремонтных зон, требующих яркой подсветки.
Основные правила освещения депо
Нормы освещения депо (в случае с объектами железнодорожного транспорта) устанавливаются ГОСТ Р 56852-2016. В соответствии с документом необходимо организовать рабочее, дежурное, аварийное, резервное и эвакуационное освещение.
Конкретные нормы освещенности для ремонтных локомотивных, моторвагонных и вагонных депо берутся из таблицы 3 ГОСТ Р 56852-2016. В среднем она должна составлять не менее 100-200 лк в зависимости от конкретного помещения. К примеру, в цехе технического обслуживания нужно обеспечить освещенность 150 лк на горизонтальной плоскости и 200-300 лк в вертикальной плоскости (для осмотра и ремонта ходовых частей, токоприемников и крышевого оборудования).
При проектировании освещения для депо учитываются следующие важные моменты:
- на объекте должен быть как искусственный, так и естественный свет;
- все используемые осветительные приборы обязательно должны соответствовать требованиям ГОСТ;
- световой поток должен быть максимально равномерным;
- важно обеспечить нормативную освещенность всех участков депо, включая пути, производственные помещения и другие зоны.
Особенности выбора и размещения светильников
Подбирая светильники для депо, нужно учитывать коэффициент запаса, который компенсирует спад освещенности в процессе эксплуатации. Значение коэффициента устанавливается в зависимости от вида помещения, который определяется с учетом содержания загрязняющих веществ в воздушной среде, степени защиты осветительных приборов IP и их количества. Учитывая это, оптимальными для депо считают светодиодные светильники. Качество и сила их света снижаются незначительно, особенно в сравнении с устаревшими видами ламп.
Для равномерного освещения светильники располагают высоко, на балках перекрытия, или подвешивают на тросах (цепях), а при наличии мостовых кранов — на уровне ферменных затяжек. В случае с подвесными светильниками можно изменять высоту расположения относительно пола, добиваясь нужной освещенности.
Дополнительно светильники устанавливают на стенах. Расположенные здесь приборы помогают создать общее яркое освещение. Для этих целей могут применяться менее мощные приборы, поскольку расстояние от них до освещаемой поверхности меньше, чем в случае с потолочными светильниками. Не менее важно при выборе учесть цветовую температуру светильников. Для зон, где выполняется ремонт подвижных составов с обновлением лакокрасочного покрытия, выбирают приборы с нейтральной цветовой температурой и минимальной пульсацией. Это помогает избежать искаженного восприятия цвета окрашиваемой поверхности.
В особо затененных местах используется переносное освещение. Важно, чтобы длина провода, идущего от светильника, была не более 10 м. Напряжение подобных приборов обычно невысокое — на уровне 12-16 В (это позволяет избежать поражения электрическим током). Для смотровых ям, расположенных под вагонами, используются самые герметичные и защищенные светильники с IP67. Это объясняется тем, что в таких зонах сложные условия эксплуатации, сопряженные с повышенной влажностью и запыленностью.
Заказать проект и монтаж системы освещения для депо
Компания «КСО-1» оказывает услуги по разработке и монтажу систем освещения для различных объектов, включая такие, как депо. Мы производим расчет необходимого количества светильников, подготавливаем технико-экономическое обоснование, поставляем и монтируем подобранное оборудование.
В специальном разделе на сайте вы можете познакомиться с примерами наших проектов. Среди них представлен кейс по замене освещения в ремонтно-локомотивном депо, где были установлены промышленные светильники Prom-Solar-200. Осветительные приборы помогли уменьшить энергопотребление системой освещения депо в 2 раза и обеспечить освещенность 200 лк (увеличилась в 2 раза). Для заявки на разработку проекта и получения консультации свяжитесь с нами по контактному номеру или напишите в онлайн-форме обратной связи на сайте.
Дмитрий Петров
" ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["~DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["~PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["DETAIL_PICTURE"]=> bool(false) ["~DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["ACTIVE_FROM"]=> NULL ["~ACTIVE_FROM"]=> NULL ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(74) "/blog/sistema-osveshcheniya-dlya-depo-dejstvuyushchie-trebovaniya-i-normy/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(74) "/blog/sistema-osveshcheniya-dlya-depo-dejstvuyushchie-trebovaniya-i-normy/" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(67) "sistema-osveshcheniya-dlya-depo-dejstvuyushchie-trebovaniya-i-normy" ["~CODE"]=> string(67) "sistema-osveshcheniya-dlya-depo-dejstvuyushchie-trebovaniya-i-normy" ["EXTERNAL_ID"]=> string(5) "21983" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(5) "21983" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["LID"]=> string(2) "s2" ["~LID"]=> string(2) "s2" ["NAV_RESULT"]=> bool(false) ["DISPLAY_ACTIVE_FROM"]=> string(0) "" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(8) { ["SECTION_META_TITLE"]=> string(120) "Принципы освещения депо: нормы освещенности и выбор светильников" ["SECTION_META_KEYWORDS"]=> string(120) "Принципы освещения депо: нормы освещенности и выбор светильников" ["SECTION_META_DESCRIPTION"]=> string(120) "Принципы освещения депо: нормы освещенности и выбор светильников" ["SECTION_PAGE_TITLE"]=> string(120) "Принципы освещения депо: нормы освещенности и выбор светильников" ["ELEMENT_META_KEYWORDS"]=> string(120) "Принципы освещения депо: нормы освещенности и выбор светильников" ["ELEMENT_PAGE_TITLE"]=> string(120) "Принципы освещения депо: нормы освещенности и выбор светильников" ["ELEMENT_META_TITLE"]=> string(109) "Нормы освещенности и выбор светильников для освещения депо" ["ELEMENT_META_DESCRIPTION"]=> string(270) "Правила организации освещения депо. Каким должен быть уровень освещенности? Принципы выбора и размещения светильников с учетом специфики объекта." } ["FIELDS"]=> array(4) { ["TAGS"]=> string(0) "" ["DATE_ACTIVE_FROM"]=> NULL ["SHOW_COUNTER"]=> string(3) "693" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "28.08.2024 15:58:51" } ["PROPERTIES"]=> array(1) { ["GALLERY"]=> &array(36) { ["ID"]=> string(3) "441" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2022-12-21 15:12:28" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "82" ["NAME"]=> string(14) "Галерея" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(7) "GALLERY" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "F" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> string(2) "92" ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> bool(false) ["VALUE"]=> bool(false) ["DESCRIPTION"]=> bool(false) ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> bool(false) ["~DESCRIPTION"]=> bool(false) ["~NAME"]=> string(14) "Галерея" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } } ["DISPLAY_PROPERTIES"]=> array(0) { } ["IBLOCK"]=> array(92) { ["ID"]=> string(2) "82" ["~ID"]=> string(2) "82" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "01.10.2024 10:57:32" ["~TIMESTAMP_X"]=> string(19) "01.10.2024 10:57:32" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["LID"]=> string(2) "s2" ["~LID"]=> string(2) "s2" ["CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["API_CODE"]=> NULL ["~API_CODE"]=> NULL ["REST_ON"]=> string(1) "N" ["~REST_ON"]=> string(1) "N" ["NAME"]=> string(8) "Блог" ["~NAME"]=> string(8) "Блог" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(46) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(46) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/" ["SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["~SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(30) "https://blog/vbf_incorp2_blog/" ["~CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(30) "https://blog/vbf_incorp2_blog/" ["PICTURE"]=> NULL ["~PICTURE"]=> NULL ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["~DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["~RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["~RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["~RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~XML_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["TMP_ID"]=> string(32) "42bce02cf273aea57f5cf2be0ae08868" ["~TMP_ID"]=> string(32) "42bce02cf273aea57f5cf2be0ae08868" ["INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["~WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["BIZPROC"]=> string(1) "N" ["~BIZPROC"]=> string(1) "N" ["SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["~SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["LIST_MODE"]=> string(0) "" ["~LIST_MODE"]=> string(0) "" ["RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["~RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "Y" ["~SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "Y" ["PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["~PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["~VERSION"]=> string(1) "1" ["LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["~LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["~SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["~SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["~SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["ELEMENTS_NAME"]=> string(12) "Статьи" ["~ELEMENTS_NAME"]=> string(12) "Статьи" ["ELEMENT_NAME"]=> string(12) "Статья" ["~ELEMENT_NAME"]=> string(12) "Статья" ["EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["SERVER_NAME"]=> string(0) "" ["~SERVER_NAME"]=> string(0) "" } ["SECTION"]=> array(1) { ["PATH"]=> array(0) { } } ["SECTION_URL"]=> string(0) "" ["META_TAGS"]=> array(5) { ["TITLE"]=> string(120) "Принципы освещения депо: нормы освещенности и выбор светильников" ["ELEMENT_CHAIN"]=> string(120) "Принципы освещения депо: нормы освещенности и выбор светильников" ["BROWSER_TITLE"]=> string(109) "Нормы освещенности и выбор светильников для освещения депо" ["KEYWORDS"]=> string(120) "Принципы освещения депо: нормы освещенности и выбор светильников" ["DESCRIPTION"]=> string(270) "Правила организации освещения депо. Каким должен быть уровень освещенности? Принципы выбора и размещения светильников с учетом специфики объекта." } }Депо представляет собой предприятие, которое обеспечивает эксплуатацию и ремонт подвижного состава, вагонов, локомотивов, трамваев, моторвагонных секций железных дорог и пожарных машин. Освещение депо должно отвечать множеству стандартов, поскольку здесь действуют повышенные требования к технике безопасности, в том числе электробезопасности. Кроме того, депо отличается от других объектов большой площадью и высокими потолками, что усложняет разработку схемы расположения светильников. Не менее важно учитывать специфику депо, где есть множество основных и дополнительных ремонтных зон, требующих яркой подсветки.
Основные правила освещения депо
Нормы освещения депо (в случае с объектами железнодорожного транспорта) устанавливаются ГОСТ Р 56852-2016. В соответствии с документом необходимо организовать рабочее, дежурное, аварийное, резервное и эвакуационное освещение.
Конкретные нормы освещенности для ремонтных локомотивных, моторвагонных и вагонных депо берутся из таблицы 3 ГОСТ Р 56852-2016. В среднем она должна составлять не менее 100-200 лк в зависимости от конкретного помещения. К примеру, в цехе технического обслуживания нужно обеспечить освещенность 150 лк на горизонтальной плоскости и 200-300 лк в вертикальной плоскости (для осмотра и ремонта ходовых частей, токоприемников и крышевого оборудования).
При проектировании освещения для депо учитываются следующие важные моменты:
- на объекте должен быть как искусственный, так и естественный свет;
- все используемые осветительные приборы обязательно должны соответствовать требованиям ГОСТ;
- световой поток должен быть максимально равномерным;
- важно обеспечить нормативную освещенность всех участков депо, включая пути, производственные помещения и другие зоны.
Особенности выбора и размещения светильников
Подбирая светильники для депо, нужно учитывать коэффициент запаса, который компенсирует спад освещенности в процессе эксплуатации. Значение коэффициента устанавливается в зависимости от вида помещения, который определяется с учетом содержания загрязняющих веществ в воздушной среде, степени защиты осветительных приборов IP и их количества. Учитывая это, оптимальными для депо считают светодиодные светильники. Качество и сила их света снижаются незначительно, особенно в сравнении с устаревшими видами ламп.
Для равномерного освещения светильники располагают высоко, на балках перекрытия, или подвешивают на тросах (цепях), а при наличии мостовых кранов — на уровне ферменных затяжек. В случае с подвесными светильниками можно изменять высоту расположения относительно пола, добиваясь нужной освещенности.
Дополнительно светильники устанавливают на стенах. Расположенные здесь приборы помогают создать общее яркое освещение. Для этих целей могут применяться менее мощные приборы, поскольку расстояние от них до освещаемой поверхности меньше, чем в случае с потолочными светильниками. Не менее важно при выборе учесть цветовую температуру светильников. Для зон, где выполняется ремонт подвижных составов с обновлением лакокрасочного покрытия, выбирают приборы с нейтральной цветовой температурой и минимальной пульсацией. Это помогает избежать искаженного восприятия цвета окрашиваемой поверхности.
В особо затененных местах используется переносное освещение. Важно, чтобы длина провода, идущего от светильника, была не более 10 м. Напряжение подобных приборов обычно невысокое — на уровне 12-16 В (это позволяет избежать поражения электрическим током). Для смотровых ям, расположенных под вагонами, используются самые герметичные и защищенные светильники с IP67. Это объясняется тем, что в таких зонах сложные условия эксплуатации, сопряженные с повышенной влажностью и запыленностью.
Заказать проект и монтаж системы освещения для депо
Компания «КСО-1» оказывает услуги по разработке и монтажу систем освещения для различных объектов, включая такие, как депо. Мы производим расчет необходимого количества светильников, подготавливаем технико-экономическое обоснование, поставляем и монтируем подобранное оборудование.
В специальном разделе на сайте вы можете познакомиться с примерами наших проектов. Среди них представлен кейс по замене освещения в ремонтно-локомотивном депо, где были установлены промышленные светильники Prom-Solar-200. Осветительные приборы помогли уменьшить энергопотребление системой освещения депо в 2 раза и обеспечить освещенность 200 лк (увеличилась в 2 раза). Для заявки на разработку проекта и получения консультации свяжитесь с нами по контактному номеру или напишите в онлайн-форме обратной связи на сайте.
Дмитрий Петров