Нормы освещения в музеях и галереях
- Комнаты очень просторные, поскольку должны вмещать не просто отдельные экспонаты, а целые экскурсионные группы.
- В одном помещении могут в разное время размещаться абсолютно противоположные по тематике экспозиции. Их главное отличие – расположение экспонатов: вдоль стены, по центру, на специальных витринах или пьедесталах и пр.
- Из-за специфики конфигурации здания музеев уровень естественного освещения часто низкий, поэтому приходится очень много внимания уделять именно искусственному свету.
Не менее важно организовать правильное охранное освещение. Это важный момент, поскольку в музеях хранятся ценные экспонаты, требующие соответствующего уровня защиты. Сложности организации общего освещения еще связаны с обширным перечнем задач, которые оно должно выполнять:
- Давать полноценное общее освещение для свободного перемещения людей по залам.
- Обеспечивать собранность всех объектов экспозиции.
- Расставлять акценты на конкретных предметах искусства или изделиях выставки.
- Обеспечивать безопасные условия для показа картин – некоторые из них могут терять свои краски под действием постоянного освещения.
Последнее условие касается всех слабостойких к свету экспонатов, для которых губительно слишком яркое инфракрасное или ультрафиолетовое излучение. В связи с особенностями работы музеев и галерей их освещение достаточно сложно продумать. Но задача вполне выполнима – для начала необходимо изучить нормы уровня освещенности.
Нормы освещенности для музеев и галерей по СП
Каковы нормы освещения в музеях галереях:
- 50 лк – для выставочных объектов из ткани, газетной бумаги, а также для акварели;
- 30-50 лк – экспонаты низкой светостойкости (темпера, рисунки, рукописи, марки, графика);
- 150 лк – для экспонатов со средней светостойкостью (изделия из дерева, кости, картины масляной живописи);
- 200-300 лк – крупногабаритные экспонаты высокой светостойкости (бронзовые, мраморные скульптуры);
- 300-500 лк – экспонаты высокой светостойкости с мелкими деталями (ювелирные изделия, фарфор, монеты, оружие);
- 500 лк – для драгоценных металлов и камней.
Важные требования к освещению в музеях и галереях:
- Правильно подобранная цветопередача. Она позволяет наилучшим образом передать колористическое решение произведений искусства.
- Не слишком высокая мощность светового потока. В случае с полотнами это может приводить к их выгоранию.
- Четко продуманное расстояние от источника света до экспозиции. При постоянном направленном потоке поверхность экспоната может нагреваться, что может опять же привести к его порче.
Лучшей цветопередачей на сегодня обладают светодиодные светильники. Еще одно их преимущество в том, что они практически не нагреваются, а значит, их негативное влияние на экспонаты стремится к нулю.
Особенности организации освещения в музеях и галереях
Для каждого вида выставленных экспонатов есть свои особенности освещения. К примеру, изящество скульптурных элементов можно подчеркнуть с помощью целой системы света: контрольного, контражура (располагается позади объекта) и бокового, который удаляет блики и исключает появление тени от проходящих мимо посетителей.
В целом для каждой музейной ценности оптимальной считается пропорция освещенности фона и самого экспоната 2:1. Специалисты считают, что при таком освещении на объекте будет сделан акцент, но при этом он не станет выглядеть излишне драматично.
Что еще важно учесть при организации освещения галереи или музея:
- Исключить эффект ослепления, бликование и чрезмерную контрастность.
- Соблюсти баланс между обеспечением нужных условий для экспонатов и комфорта для посетителей.
- Учесть общую идею или тематику экспозиции – дизайн освещения должен ей соответствовать.
- Минимизация инфракрасного и ультрафиолетового свечения.
- Соответствующая концепция архитектурного освещения объекта снаружи.
После 3 лет демонстрации экспонатам необходимо давать отдых, избавляя их от воздействия источников света. Это продлевает жизнь выставочных ценностей. Более подробно об организации освещения можно найти в М4153 «Рекомендации по проектированию искусственного освещения музеев, картинных галерей и выставочных залов». В документе представлена информация:
- об основных требованиях к освещению;
- его видах и системах;
- освещенности и коэффициенте запаса;
- источниках света, осветительных приборах и устройствах;
- требованиях к защите экспонатов от света;
- рекомендуемых способах освещения разных экспонатов.
Дмитрий Петров
" ["~DETAIL_TEXT"]=> string(11075) "Освещения для музеев и галерей: нормы и правила проектирования
К освещению для музеев и галерей предъявляются особенно высокие требования. Это связано с его функциональным назначением. Свет в таких учреждениях должен обеспечивать не только достаточную освещенность, но и комфортные условия для посетителей, а также акцент на экспонатах и картинах.
По этой причине особую важность приобретает именно сам свет, в частности его качественные характеристики. Очень тщательно должна быть продумана цветопередача, поскольку в музее и галерее основная цель – привлечь внимание к выставочным стендам. По такому же принципу устраивается архитектурная подсветка, которая также играет важную эстетическую роль.
Особенности освещения в музеях и галереях
Освещение для музеев достаточно сложное в плане организации, и тому есть несколько причин, связанных с особенностями музейных помещений:
- Комнаты очень просторные, поскольку должны вмещать не просто отдельные экспонаты, а целые экскурсионные группы.
- В одном помещении могут в разное время размещаться абсолютно противоположные по тематике экспозиции. Их главное отличие – расположение экспонатов: вдоль стены, по центру, на специальных витринах или пьедесталах и пр.
- Из-за специфики конфигурации здания музеев уровень естественного освещения часто низкий, поэтому приходится очень много внимания уделять именно искусственному свету.
Не менее важно организовать правильное охранное освещение. Это важный момент, поскольку в музеях хранятся ценные экспонаты, требующие соответствующего уровня защиты. Сложности организации общего освещения еще связаны с обширным перечнем задач, которые оно должно выполнять:
- Давать полноценное общее освещение для свободного перемещения людей по залам.
- Обеспечивать собранность всех объектов экспозиции.
- Расставлять акценты на конкретных предметах искусства или изделиях выставки.
- Обеспечивать безопасные условия для показа картин – некоторые из них могут терять свои краски под действием постоянного освещения.
Последнее условие касается всех слабостойких к свету экспонатов, для которых губительно слишком яркое инфракрасное или ультрафиолетовое излучение. В связи с особенностями работы музеев и галерей их освещение достаточно сложно продумать. Но задача вполне выполнима – для начала необходимо изучить нормы уровня освещенности.
Нормы освещенности для музеев и галерей по СП
Каковы нормы освещения в музеях галереях:
- 50 лк – для выставочных объектов из ткани, газетной бумаги, а также для акварели;
- 30-50 лк – экспонаты низкой светостойкости (темпера, рисунки, рукописи, марки, графика);
- 150 лк – для экспонатов со средней светостойкостью (изделия из дерева, кости, картины масляной живописи);
- 200-300 лк – крупногабаритные экспонаты высокой светостойкости (бронзовые, мраморные скульптуры);
- 300-500 лк – экспонаты высокой светостойкости с мелкими деталями (ювелирные изделия, фарфор, монеты, оружие);
- 500 лк – для драгоценных металлов и камней.
Важные требования к освещению в музеях и галереях:
- Правильно подобранная цветопередача. Она позволяет наилучшим образом передать колористическое решение произведений искусства.
- Не слишком высокая мощность светового потока. В случае с полотнами это может приводить к их выгоранию.
- Четко продуманное расстояние от источника света до экспозиции. При постоянном направленном потоке поверхность экспоната может нагреваться, что может опять же привести к его порче.
Лучшей цветопередачей на сегодня обладают светодиодные светильники. Еще одно их преимущество в том, что они практически не нагреваются, а значит, их негативное влияние на экспонаты стремится к нулю.
Особенности организации освещения в музеях и галереях
Для каждого вида выставленных экспонатов есть свои особенности освещения. К примеру, изящество скульптурных элементов можно подчеркнуть с помощью целой системы света: контрольного, контражура (располагается позади объекта) и бокового, который удаляет блики и исключает появление тени от проходящих мимо посетителей.
В целом для каждой музейной ценности оптимальной считается пропорция освещенности фона и самого экспоната 2:1. Специалисты считают, что при таком освещении на объекте будет сделан акцент, но при этом он не станет выглядеть излишне драматично.
Что еще важно учесть при организации освещения галереи или музея:
- Исключить эффект ослепления, бликование и чрезмерную контрастность.
- Соблюсти баланс между обеспечением нужных условий для экспонатов и комфорта для посетителей.
- Учесть общую идею или тематику экспозиции – дизайн освещения должен ей соответствовать.
- Минимизация инфракрасного и ультрафиолетового свечения.
- Соответствующая концепция архитектурного освещения объекта снаружи.
После 3 лет демонстрации экспонатам необходимо давать отдых, избавляя их от воздействия источников света. Это продлевает жизнь выставочных ценностей. Более подробно об организации освещения можно найти в М4153 «Рекомендации по проектированию искусственного освещения музеев, картинных галерей и выставочных залов». В документе представлена информация:
- об основных требованиях к освещению;
- его видах и системах;
- освещенности и коэффициенте запаса;
- источниках света, осветительных приборах и устройствах;
- требованиях к защите экспонатов от света;
- рекомендуемых способах освещения разных экспонатов.
Дмитрий Петров
" ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["~DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["~PREVIEW_TEXT"]=> string(0) "" ["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["DETAIL_PICTURE"]=> bool(false) ["~DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["ACTIVE_FROM"]=> NULL ["~ACTIVE_FROM"]=> NULL ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(74) "/blog/osveshcheniya-dlya-muzeev-i-galerej-normy-i-pravila-proektirovaniya/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(74) "/blog/osveshcheniya-dlya-muzeev-i-galerej-normy-i-pravila-proektirovaniya/" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(67) "osveshcheniya-dlya-muzeev-i-galerej-normy-i-pravila-proektirovaniya" ["~CODE"]=> string(67) "osveshcheniya-dlya-muzeev-i-galerej-normy-i-pravila-proektirovaniya" ["EXTERNAL_ID"]=> string(5) "21980" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(5) "21980" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["LID"]=> string(2) "s2" ["~LID"]=> string(2) "s2" ["NAV_RESULT"]=> bool(false) ["DISPLAY_ACTIVE_FROM"]=> string(0) "" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(8) { ["SECTION_META_TITLE"]=> string(65) "Нормы освещения в музеях и галереях" ["SECTION_META_KEYWORDS"]=> string(65) "Нормы освещения в музеях и галереях" ["SECTION_META_DESCRIPTION"]=> string(65) "Нормы освещения в музеях и галереях" ["SECTION_PAGE_TITLE"]=> string(65) "Нормы освещения в музеях и галереях" ["ELEMENT_META_KEYWORDS"]=> string(65) "Нормы освещения в музеях и галереях" ["ELEMENT_PAGE_TITLE"]=> string(65) "Нормы освещения в музеях и галереях" ["ELEMENT_META_TITLE"]=> string(84) "Освещение в музеях и галереях, нормы и правила" ["ELEMENT_META_DESCRIPTION"]=> string(266) "Каким должно быть освещение для музеев и галерей: нормы освещенности по СП и СНиП. Правила организации, самое важное для безопасности экспонатов." } ["FIELDS"]=> array(4) { ["TAGS"]=> string(0) "" ["DATE_ACTIVE_FROM"]=> NULL ["SHOW_COUNTER"]=> string(4) "4668" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "28.08.2024 16:06:40" } ["PROPERTIES"]=> array(1) { ["GALLERY"]=> &array(36) { ["ID"]=> string(3) "441" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2022-12-21 15:12:28" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "82" ["NAME"]=> string(14) "Галерея" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(7) "GALLERY" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "F" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> string(2) "92" ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> bool(false) ["VALUE"]=> bool(false) ["DESCRIPTION"]=> bool(false) ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> bool(false) ["~DESCRIPTION"]=> bool(false) ["~NAME"]=> string(14) "Галерея" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } } ["DISPLAY_PROPERTIES"]=> array(0) { } ["IBLOCK"]=> array(92) { ["ID"]=> string(2) "82" ["~ID"]=> string(2) "82" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "01.10.2024 10:57:32" ["~TIMESTAMP_X"]=> string(19) "01.10.2024 10:57:32" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_content" ["LID"]=> string(2) "s2" ["~LID"]=> string(2) "s2" ["CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["~CODE"]=> string(16) "vbf_incorp2_blog" ["API_CODE"]=> NULL ["~API_CODE"]=> NULL ["REST_ON"]=> string(1) "N" ["~REST_ON"]=> string(1) "N" ["NAME"]=> string(8) "Блог" ["~NAME"]=> string(8) "Блог" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(46) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(46) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/" ["SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["~SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(30) "https://blog/vbf_incorp2_blog/" ["~CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(30) "https://blog/vbf_incorp2_blog/" ["PICTURE"]=> NULL ["~PICTURE"]=> NULL ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["~DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["~RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["~RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["~RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~XML_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["TMP_ID"]=> string(32) "42bce02cf273aea57f5cf2be0ae08868" ["~TMP_ID"]=> string(32) "42bce02cf273aea57f5cf2be0ae08868" ["INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["~WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["BIZPROC"]=> string(1) "N" ["~BIZPROC"]=> string(1) "N" ["SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["~SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["LIST_MODE"]=> string(0) "" ["~LIST_MODE"]=> string(0) "" ["RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["~RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "Y" ["~SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "Y" ["PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["~PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["~VERSION"]=> string(1) "1" ["LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["~LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["~SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["~SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["~SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["ELEMENTS_NAME"]=> string(12) "Статьи" ["~ELEMENTS_NAME"]=> string(12) "Статьи" ["ELEMENT_NAME"]=> string(12) "Статья" ["~ELEMENT_NAME"]=> string(12) "Статья" ["EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(19) "vbf_incorp2_blog_s2" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["SERVER_NAME"]=> string(0) "" ["~SERVER_NAME"]=> string(0) "" } ["SECTION"]=> array(1) { ["PATH"]=> array(0) { } } ["SECTION_URL"]=> string(0) "" ["META_TAGS"]=> array(5) { ["TITLE"]=> string(65) "Нормы освещения в музеях и галереях" ["ELEMENT_CHAIN"]=> string(65) "Нормы освещения в музеях и галереях" ["BROWSER_TITLE"]=> string(84) "Освещение в музеях и галереях, нормы и правила" ["KEYWORDS"]=> string(65) "Нормы освещения в музеях и галереях" ["DESCRIPTION"]=> string(266) "Каким должно быть освещение для музеев и галерей: нормы освещенности по СП и СНиП. Правила организации, самое важное для безопасности экспонатов." } }Освещения для музеев и галерей: нормы и правила проектирования
К освещению для музеев и галерей предъявляются особенно высокие требования. Это связано с его функциональным назначением. Свет в таких учреждениях должен обеспечивать не только достаточную освещенность, но и комфортные условия для посетителей, а также акцент на экспонатах и картинах.
По этой причине особую важность приобретает именно сам свет, в частности его качественные характеристики. Очень тщательно должна быть продумана цветопередача, поскольку в музее и галерее основная цель – привлечь внимание к выставочным стендам. По такому же принципу устраивается архитектурная подсветка, которая также играет важную эстетическую роль.
Особенности освещения в музеях и галереях
Освещение для музеев достаточно сложное в плане организации, и тому есть несколько причин, связанных с особенностями музейных помещений:
- Комнаты очень просторные, поскольку должны вмещать не просто отдельные экспонаты, а целые экскурсионные группы.
- В одном помещении могут в разное время размещаться абсолютно противоположные по тематике экспозиции. Их главное отличие – расположение экспонатов: вдоль стены, по центру, на специальных витринах или пьедесталах и пр.
- Из-за специфики конфигурации здания музеев уровень естественного освещения часто низкий, поэтому приходится очень много внимания уделять именно искусственному свету.
Не менее важно организовать правильное охранное освещение. Это важный момент, поскольку в музеях хранятся ценные экспонаты, требующие соответствующего уровня защиты. Сложности организации общего освещения еще связаны с обширным перечнем задач, которые оно должно выполнять:
- Давать полноценное общее освещение для свободного перемещения людей по залам.
- Обеспечивать собранность всех объектов экспозиции.
- Расставлять акценты на конкретных предметах искусства или изделиях выставки.
- Обеспечивать безопасные условия для показа картин – некоторые из них могут терять свои краски под действием постоянного освещения.
Последнее условие касается всех слабостойких к свету экспонатов, для которых губительно слишком яркое инфракрасное или ультрафиолетовое излучение. В связи с особенностями работы музеев и галерей их освещение достаточно сложно продумать. Но задача вполне выполнима – для начала необходимо изучить нормы уровня освещенности.
Нормы освещенности для музеев и галерей по СП
Каковы нормы освещения в музеях галереях:
- 50 лк – для выставочных объектов из ткани, газетной бумаги, а также для акварели;
- 30-50 лк – экспонаты низкой светостойкости (темпера, рисунки, рукописи, марки, графика);
- 150 лк – для экспонатов со средней светостойкостью (изделия из дерева, кости, картины масляной живописи);
- 200-300 лк – крупногабаритные экспонаты высокой светостойкости (бронзовые, мраморные скульптуры);
- 300-500 лк – экспонаты высокой светостойкости с мелкими деталями (ювелирные изделия, фарфор, монеты, оружие);
- 500 лк – для драгоценных металлов и камней.
Важные требования к освещению в музеях и галереях:
- Правильно подобранная цветопередача. Она позволяет наилучшим образом передать колористическое решение произведений искусства.
- Не слишком высокая мощность светового потока. В случае с полотнами это может приводить к их выгоранию.
- Четко продуманное расстояние от источника света до экспозиции. При постоянном направленном потоке поверхность экспоната может нагреваться, что может опять же привести к его порче.
Лучшей цветопередачей на сегодня обладают светодиодные светильники. Еще одно их преимущество в том, что они практически не нагреваются, а значит, их негативное влияние на экспонаты стремится к нулю.
Особенности организации освещения в музеях и галереях
Для каждого вида выставленных экспонатов есть свои особенности освещения. К примеру, изящество скульптурных элементов можно подчеркнуть с помощью целой системы света: контрольного, контражура (располагается позади объекта) и бокового, который удаляет блики и исключает появление тени от проходящих мимо посетителей.
В целом для каждой музейной ценности оптимальной считается пропорция освещенности фона и самого экспоната 2:1. Специалисты считают, что при таком освещении на объекте будет сделан акцент, но при этом он не станет выглядеть излишне драматично.
Что еще важно учесть при организации освещения галереи или музея:
- Исключить эффект ослепления, бликование и чрезмерную контрастность.
- Соблюсти баланс между обеспечением нужных условий для экспонатов и комфорта для посетителей.
- Учесть общую идею или тематику экспозиции – дизайн освещения должен ей соответствовать.
- Минимизация инфракрасного и ультрафиолетового свечения.
- Соответствующая концепция архитектурного освещения объекта снаружи.
После 3 лет демонстрации экспонатам необходимо давать отдых, избавляя их от воздействия источников света. Это продлевает жизнь выставочных ценностей. Более подробно об организации освещения можно найти в М4153 «Рекомендации по проектированию искусственного освещения музеев, картинных галерей и выставочных залов». В документе представлена информация:
- об основных требованиях к освещению;
- его видах и системах;
- освещенности и коэффициенте запаса;
- источниках света, осветительных приборах и устройствах;
- требованиях к защите экспонатов от света;
- рекомендуемых способах освещения разных экспонатов.
Дмитрий Петров