Освещение выставочного зала: основные правила и нормы
Выставкой называют временное публичное представление разных достижений. Это может быть область науки, техники, искусства, культуры и многое другое. Вне зависимости от цели выставки предметы должны быть представлены в наиболее выгодном свете, а также быть хорошо различимыми, чтобы человек мог рассмотреть все детали. Поэтому главная роль здесь отводится освещению. Представление в выгодном свете особенно важно для коммерческих выставок, например, в автосалонах.
Организовать освещение для выставки – это сложная светотехническая задача со множеством нюансов и тонкостей. Главная сложность состоит в том, что при организации света нужно выполнить две различные задачи:
- Наиболее показательно и выразительно представить экспонат. Свет должен помочь отразить важные характеристики, вызвать у зрителя отклик, поддержать интерес и создать в его памяти запоминающийся образ.
- Сохранить экспонат в первозданном виде, в первую очередь защитив его от воздействия света, который одновременно выступает одним из главных аспектов в выставочном зале.
Как организовать световое освещение выставки
При проектировании системы освещения выставочного зала, как и в случае с освещением музея, необходимо учитывать, каким маршрутом перемещаются посетители. Это зависит от конфигурации зала или залов, а также расположения выставочных экспонатов. В целом в выставочном зале используют 2 типа освещения:
- Общий рассеянный свет. Создается за счет световых плоскостей и отражения от них.
- Направленный акцентирующий. Это свет непосредственно для подсветки экспонатов.
Яркость света и освещенность на выставке должны быть такими, чтобы избежать появления бликов на поверхности экспонатов, ослепления посетителей и дисбаланса в освещении отдельных зон. Особое внимание уделяют углу падения света на предметы экспозиции:
- Угол падения прямого света на плоские экспонаты. В среднем составляет 45-75° по отношению к горизонтали. Если сделать меньший угол, будет слепящий эффект от блестящих поверхностей. При большем угле от рамок и фактур появляются тени.
- Угол падения прямого света на объемные экспонаты. Составляет 30-50°, поскольку так удается максимально эффективно подчеркнуть форму и детали предмета.
Более подробные требования и особенности выставочного света можно найти в СП 23-102-2003. Согласно п. 8.21, направление падения светового потока на зону выставки обозначается углом φ. Он зависит от расположения световых проемов. Это и есть угол падения прямого света на экспонаты.
Еще есть угол β – защитный угол, под которым человек видит нижний край светопроема. Он должен составлять не менее 30°. При этом простенки и стены можно использовать для размещения экспонатов при условии высоты подоконника выше 1,2 м.
Во избежание старения экспонатов нужно соблюдать уровень освещенности. Он зависит от материалов:
- для газетной бумаги, тканей и акварели – не более 50 лк;
- для масляной живописи – не более 150 лк;
- для драгоценных камней и металлов – не более 500 лк.
Естественное освещение выставок
Естественное освещение выставочного зала имеет определенное ограничение. Во избежание слепящего действия световые проемы оборудуют жалюзи или экранами. Не менее важно, чтобы окна не попадали в поле зрения посетителей при обзоре экспонатов. Нормированное значение КЕО для выставочных залов приведено в таблице.
Тип экспонатов | Среднее значение КЕО, % | Отношение максимального КЕО к минимальному, не более | |
---|---|---|---|
Агрегаты, машины, установки | 3,0 | 3,0 | |
Военно-исторические и исторические | 1,0 | 3,0 | |
Археологические, антропологические, этнографические | 1,0 | 2,0 | |
Скульптура, мебель, архитектура | 1,5 | 2,0 | |
Плакаты, гравюры, ковры, ткани, монументальная и станковая живопись | 1,5 | 1,3 |
Инсоляция помещения (прямой солнечный свет) исключается для выставок произведений живописи и графики, представления тканей, гобеленов и ковров. Это объясняется разрушающим действием солнечных лучей на ткани, бумагу и красители. Чтобы исключить попадание прямых солнечных лучей, для таких выставок выбирают ориентацию на север, северо-восток или северо-запад. При другой ориентации должны использоваться регулируемые жалюзи: междурамные или наружные.
Для объемных экспонатов (макетов, скульптур и машин), наоборот, предпочтительнее солнечный свет, поскольку он наиболее эффектно выделяет форму и детали. Здесь подойдет ориентация помещения на юг, юго-запад или юго-восток.
Выбор светильников и осветительного оборудования
Для искусственного освещения выставки необходимо использовать светильники с излучением, по цветовой температуре максимально приближенному к дневному. Подсвет, т. е. свет, идущий снизу и сбоку, организуют с применением осветительной арматуры. Ее размещают скрыто от посетителей. Можно встроить в мебель, подвесной потолок, экспозиционное оборудование. Неравномерность яркости при подсвете должна быть не более 40:1.
Требования к выставочным светильникам:
- Минимальный коэффициент пульсации. Приветствуется применение специальных аксессуаров: матовых светорассеивателей, антибликовых решеток, экранирующих шторок и прочих приспособлений, которые сводят к минимуму слепящее воздействие света.
- Максимальный индекс цветопередачи. Это важно для точной передачи оригинальных цветов. Именно по этой причине светодиодное освещение для выставки считают оптимальным. Светодиоды позволяют передать всю яркость полотен.
- Функция регулировки цветовой температуры. Это важно, поскольку освещать экспонаты нужно светом, по цветовой температуре максимально приближенным к оттенкам, использованным автором в его работе. Функция регулировки позволяет корректировать температуру, а при смене экспозиции легко подкорректировать свет под новые экспонаты. Еще здесь будут удобны трековые светильники, позволяющие легко перенаправить свет в нужную форму.
Не менее важно, чтобы свет не оказывал разрушающего воздействия на предметы выставки. Здесь необходимым условием выступает отсутствие или сведение к минимуму инфракрасного и ультрафиолетового спектра. Этому требованию полностью отвечают светодиодные светильники. Кроме того, они практически не выделяют тепла, что исключает нагрев освещаемой поверхности и ее порчу.
Дмитрий Петров