Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта
Освещение объектов железнодорожного транспорта по ГОСТ и СП: все нормы и требования
Организация освещения на железнодорожных объектах имеет очень важное значение в первую очередь для создания безопасных условий передвижения как транспорта, так и людей (рабочих и пассажиров). В этой сфере есть несколько нормативных документов. Содержащиеся в них нормы очень многочисленны, поскольку важно предусмотреть хорошую освещенность на большом количестве объектов, как и в случае с освещением аэропортов и взлетных полос. Требования касаются не только качества света, но и применяемых светильников, их конструкции и расположения на ж/д станциях.
Законодательная база для освещения ж/д объектов
Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта приводятся в разных документах. Первый из них – ГОСТ Р 54984-2012. В документе содержатся нормы и методы контроля наружного освещения для искусственных и инженерных сооружений, объектов и устройств железнодорожного транспорта.
В ГОСТ 54984-2012 описываются классификация и общие требования к разным видам освещения: рабочему, аварийному, охранному и дежурному. В таблицах указанного документа можно найти нормы освещенности открытых территорий разных станций:
- пассажирских – таблица 2;
- грузовых – таблица 3;
- участковых, промежуточных, сортировочных – таблица 4;
- пунктов коммерческого осмотра поездов – таблица 5;
- пунктов экипировки электровозов и тепловозов – таблица 6;
- пунктов подготовки к перевозке вагонов – таблица 7;
- промывочно-пропарочных станций и пунктов налива нефтепродуктов – таблица 8 и пр.
В Приложении А того же ГОСТа представлены общие требования к световому оборудованию, а в Приложении Б – инструкция по определению уровня ослепленности.
Для обеспечения хорошей освещенности ж/д объектов в процессе организации освещения используют два показателя:
- Показатель ослепленности P (приводится в п. 5.18 ГОСТ Р 54984-2012, а расчет – в Приложении Б). Он определяет ограничение слепящего действия ослепительных установок. P составляет не более 800 для освещенности 1-2 лк, не более 700 – для 3 лк, не более 500 – для 5 и 10 лк. Соблюдение норм показателя ослепленности необходимо для обеспечения хорошей видимости объектов.
- Коэффициент пульсации. Он ограничивает неприятное воздействие пульсирующих потоков источников света на зрение человека. В среднем принимается равным не более 20%.
Другие ГОСТы и СП для организации освещения на ж/д объектах
Норму освещения ж/д путей можно найти и в СП 52.13330-2012. В таблице 7.6 указанного документа приведены следующие значения:
- 10 лк – для стрелочных горловин;
- 5 лк – для отдельных стрелочных переводов;
- 5 лк – для железнодорожного полотна.
Нормы освещения объектов железнодорожного транспорта также представлены в ГОСТ Р 56852-2016. Здесь описываются требования, предъявляемые к искусственному свету в производственных помещениях. В таблице 1 документа можно найти нормы освещенности зон движения.
В таблицах 3-19 ГОСТ Р 56852 приведены нормы освещения всех остальных внутренних помещений ж/д объектов:
- ремонтных вагонных, моторвагонных и локомотивных депо;
- малярного, литейного, деревообрабатывающего, кузнечного, гальванического цехов;
- отделения ремонта топливной аппаратуры;
- отделения подготовки вагонов;
- вычислительного центра;
- помещения поездного диспетчера;
- складов, автобаз, котельных и пр.
Особенности выбора светильников для освещения на ж/д объектах
На открытых территориях переездов, станций, депо, грузовых дворов и прочих объектов ж/д транспорта применяются мощные прожекторы, которые, как правило, могут поворачиваться в вертикальной плоскости на 45° вниз и на 90° вверх, а в горизонтальной – на 30°.
Согласно ГОСТу на освещение объектов железнодорожного транспорта, для обеспечения нужного уровня освещенности в труднодоступных местах в процессе ремонта подвижного состава требуется дополнительно использовать переносные электрические светильники.
Согласно Приложению А ГОСТ Р 54984-2012, к осветительным приборам, применяемым для освещения ж/д объектов, предъявляются следующие требования:
- Световая отдача – не менее 60 лм/Вт.
- Источники света для охранного, дежурного и аварийного освещения должны соответствовать п. 7.112 СП 52.13330.
- Для освещения ж/д платформ, переездов, мостов, парков станций нельзя использовать НЛВД (натриевые лампы высокого давления).
- Системы управления работой наружных и внутренних светильников должны быть независимы между собой.
- Источники света нужно располагать так, чтобы не ухудшать видимость сигнальных огней.
В современных условиях в организации освещения ж/д станций используются светодиодные светильники. Это объясняется необходимостью снижения расходов на электроснабжение. В них второе место занимают именно затраты на освещение (35%). Чтобы сократить потребление ресурсов, и осуществляется переход на светодиодное освещение, которое успешно применяют на платформах, подъездных путях, привокзальных площадях, моторвагонных и локомотивных депо, ж/д мостах и других объектах железнодорожного транспорта.
Дмитрий Петров