Освещение объектов железнодорожного транспорта по ГОСТ и СП: все нормы и требования

Организация освещения на железнодорожных объектах имеет очень важное значение в первую очередь для создания безопасных условий передвижения как транспорта, так и людей (рабочих и пассажиров). В этой сфере есть несколько нормативных документов. Содержащиеся в них нормы очень многочисленны, поскольку важно предусмотреть хорошую освещенность на большом количестве объектов, как и в случае с освещением аэропортов и взлетных полос. Требования касаются не только качества света, но и применяемых светильников, их конструкции и расположения на ж/д станциях.

Законодательная база для освещения ж/д объектов

Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта приводятся в разных документах. Первый из них – ГОСТ Р 54984-2012. В документе содержатся нормы и методы контроля наружного освещения для искусственных и инженерных сооружений, объектов и устройств железнодорожного транспорта.

В ГОСТ 54984-2012 описываются классификация и общие требования к разным видам освещения: рабочему, аварийному, охранному и дежурному. В таблицах указанного документа можно найти нормы освещенности открытых территорий разных станций:

  • пассажирских – таблица 2;
  • грузовых – таблица 3;
  • участковых, промежуточных, сортировочных – таблица 4;
  • пунктов коммерческого осмотра поездов – таблица 5;
  • пунктов экипировки электровозов и тепловозов – таблица 6;
  • пунктов подготовки к перевозке вагонов – таблица 7;
  • промывочно-пропарочных станций и пунктов налива нефтепродуктов – таблица 8 и пр.
В Приложении А того же ГОСТа представлены общие требования к световому оборудованию, а в Приложении Б – инструкция по определению уровня ослепленности.
Для обеспечения хорошей освещенности ж/д объектов в процессе организации освещения используют два показателя:

  • Показатель ослепленности P (приводится в п. 5.18 ГОСТ Р 54984-2012, а расчет – в Приложении Б). Он определяет ограничение слепящего действия ослепительных установок. P составляет не более 800 для освещенности 1-2 лк, не более 700 – для 3 лк, не более 500 – для 5 и 10 лк. Соблюдение норм показателя ослепленности необходимо для обеспечения хорошей видимости объектов.
  • Коэффициент пульсации. Он ограничивает неприятное воздействие пульсирующих потоков источников света на зрение человека. В среднем принимается равным не более 20%.

Другие ГОСТы и СП для организации освещения на ж/д объектах

Норму освещения ж/д путей можно найти и в СП 52.13330-2012. В таблице 7.6 указанного документа приведены следующие значения:

  • 10 лк – для стрелочных горловин;
  • 5 лк – для отдельных стрелочных переводов;
  • 5 лк – для железнодорожного полотна.
Нормы освещения объектов железнодорожного транспорта также представлены в ГОСТ Р 56852-2016. Здесь описываются требования, предъявляемые к искусственному свету в производственных помещениях. В таблице 1 документа можно найти нормы освещенности зон движения.

В таблицах 3-19 ГОСТ Р 56852 приведены нормы освещения всех остальных внутренних помещений ж/д объектов:

  • ремонтных вагонных, моторвагонных и локомотивных депо;
  • малярного, литейного, деревообрабатывающего, кузнечного, гальванического цехов;
  • отделения ремонта топливной аппаратуры;
  • отделения подготовки вагонов;
  • вычислительного центра;
  • помещения поездного диспетчера;
  • складов, автобаз, котельных и пр.

Особенности выбора светильников для освещения на ж/д объектах

На открытых территориях переездов, станций, депо, грузовых дворов и прочих объектов ж/д транспорта применяются мощные прожекторы, которые, как правило, могут поворачиваться в вертикальной плоскости на 45° вниз и на 90° вверх, а в горизонтальной – на 30°.

Согласно ГОСТу на освещение объектов железнодорожного транспорта, для обеспечения нужного уровня освещенности в труднодоступных местах в процессе ремонта подвижного состава требуется дополнительно использовать переносные электрические светильники.

Согласно Приложению А ГОСТ Р 54984-2012, к осветительным приборам, применяемым для освещения ж/д объектов, предъявляются следующие требования:

  • Световая отдача – не менее 60 лм/Вт.
  • Источники света для охранного, дежурного и аварийного освещения должны соответствовать п. 7.112 СП 52.13330.
  • Для освещения ж/д платформ, переездов, мостов, парков станций нельзя использовать НЛВД (натриевые лампы высокого давления).
  • Системы управления работой наружных и внутренних светильников должны быть независимы между собой.
  • Источники света нужно располагать так, чтобы не ухудшать видимость сигнальных огней.
В современных условиях в организации освещения ж/д станций используются светодиодные светильники. Это объясняется необходимостью снижения расходов на электроснабжение. В них второе место занимают именно затраты на освещение (35%). Чтобы сократить потребление ресурсов, и осуществляется переход на светодиодное освещение, которое успешно применяют на платформах, подъездных путях, привокзальных площадях, моторвагонных и локомотивных депо, ж/д мостах и других объектах железнодорожного транспорта.