Виды, назначение и концепции архитектурного освещения
Виды архитектурного освещения
Различные виды архитектурного освещения имеют особенно важное значение в эстетическом зрительном восприятии зданий и сооружений. Иллюминация сегодня используется не только в городской среде, но и в загородных домах и даже дачных постройках. В связи с широким распространением архитектурная подсветка постепенно стала отдельным направлением светодизайна. В результате даже появились концепции, а также нормы и требования, которые предъявляются к такому освещению.
Назначение архитектурного освещения
Именно благодаря архитектурной подсветке человек может любоваться красотой зданий даже ночью. Многие сооружения за счет правильного светодизайна в темное время суток выглядят даже еще красивее, чем днем. Но световое оформление имеет не только декоративное значение. С учетом этого можно назвать следующие функции архитектурной подсветки:
- Обеспечивает хорошую видимость в темное время суток.
- Улучшает визуализацию дверей и дорожек ночью.
- Подчеркивает статус строения (деловой, развлекательный и пр.), привлекает внимание к нему потенциальных посетителей.
- Формирует благоприятную психологическую атмосферу и повышает безопасность нахождения в пешеходных зонах в темное время суток: во дворах, на парковках, у входа в дома, в парках, скверах и на бульварах.
- Подчеркивает красоту и скрывает недостатки архитектурных объектов.
- Выделяет конкретное здание на фоне остальных домов.
- Объединяет сооружения в общую композицию в ночное время суток.
Все перечисленные функции иллюминации применимы для самых разных объектов, среди которых:
- здания и сооружения;
- монументы и памятники культуры, архитектуры и истории;
- пешеходные зоны;
- элементы рельефа;
- зеленые насаждения.
Виды архитектурной подсветки
Существуют разные концепции архитектурного освещения. Они разрабатываются как для конкретного здания, так и для всего города в целом. В зависимости от назначения объекта могут использоваться следующие разновидности архитектурного освещения:
- Общее заливающее. Заключается в подсветке участка местности, плоскости или трехмерного объекта целиком. В основном воплощается за счет прожекторов общего назначения, которые устанавливают на земле или столбах.
- Локальное, или локализованное. Позволяет выгодно выделить декоративно-пластические или тектонические характеристики здания, а также элементы благоустройства: газоны, подпорные стенки, цветники и пр. Для создания локальной подсветки осветительные приборы устанавливают непосредственно на фасаде зданий.
- Акцентирующее. Необходимо, чтобы обратить внимание на ключевую деталь объекта, к примеру, элемент. Это достигается за счет увеличения освещенности или выделения светом другого цвета на фоне окружения.
- Контурное. Один из вариантов световой графики, который направлен на проявление силуэтного рисунка объекта. С помощью линейных светильников выделяют грани и углы здания.
- Светящийся фасад. Подобный прием используют на светопропускающих фасадах, чаще стеклянных. Осветительные приборы ставят внутри и направляют их на стекло.
- Фоновая заливка. Общий силуэт здания затемняется за счет направления пучка света с заднего плана. Это позволяет подчеркнуть очертания объекта.
Общие требования к архитектурному освещению
Проектирование архитектурной подсветки происходит в комплексе с разработкой освещения автомобильных дорог общего пользования. В процессе используют следующие нормативные документы:
- ГОСТ Р 54350;
- ГОСТ 14254;
- ГОСТ Р 522398.
Основные требования и нормы наружного архитектурного освещения городских объектов:
- Равномерность яркости для заливающей подсветки в пределах освещаемого фасада (UL) составляет 0,3 для фасадов с одноцветной и гладкой поверхностью, 0,2 – с рельефной и многоцветной поверхностью.
- Полуцилиндрическая освещенность центральных аллей – не менее 2 лк по оси аллеи.
- Коррелированная цветовая температура (КЦТ) для объектов с «холодно-белыми» оттенками поверхностей составляет 4000-6000 К, с «тепло-белыми» цветами – 2200-3500 К.
- Полихромные объекты должны освещаться источниками света с общим индексом цветопередачи (Ra) не менее 80.
- Для создания архитектурной подсветки можно использовать осветительные приборы со степенью защиты от окружающей среды не ниже IP
- Светильники с мощностью более 150 Вт должны быть оборудованы светоэкранирующими устройствами либо установлены так, чтобы не находиться в поле зрения водителей по направлению их движения. Если такие приборы будут находиться на земле или на уровне, где к ним может прикоснуться человек, их необходимо оснащать декоративными защитными кожухами.
Используемые светильники
В архитектурной подсветке используют практически все существующие осветительные приборы, но особую популярность приобрели светодиодные светильники. В отличие от других видов, они могут работать при любых климатических условиях, поскольку имеют абсолютно герметичный корпус.
LED-светильники на 100% пожаробезопасны, а также имеют нужный стандарт защиты – от IP65. К плюсам подобных приборов также относят экономичность и простоту обслуживания, что значительно снижает затраты на поддержание подсветки в нормальном состоянии. Для создания уникальных концепций иллюминации используют разные светильники:
- грунтовые;
- точечные;
- акцентные;
- линейные;
- прожектора.
Разработка концепции архитектурной подсветки
Для создания концепции сначала изучают особенности здания и улицы, на котором оно находится. Учитываются следующие факторы:
- наличие рекламных баннеров;
- значимость проспекта или улицы, ее расположение в городе;
- наличие на фасаде архитектурных деталей;
- характер утилитарного освещения улицы;
- расположение здания и его стилистику;
- строительные и отделочные материалы объекта;
- назначение здания (офис, торговый центр, государственное учреждение и пр.)
В концепции предусматривают 2 режима работы архитектурной подсветки: повседневный и праздничный. Для каждого из них прописывают приемы освещения и используемые светильники. Чтобы наглядно представить концепцию, на панораму здания или улицы накладывают визуализацию освещения. Это позволяет скорректировать концепцию и прийти к окончательному решению в отношении иллюминации.
Дмитрий Петров